Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Последняя женщина сеньора Хуана", Н.М. Решетникова

       Давняя пьеса Л.Жуховицкого показалась театру драмы вполне подходящей для бенефиса артиста Евгения Белоногова, которому исполнялось 50 лет. Резоны :   герою пьесы Дону Хуану столько же. Да и  фактурно актер вполне подходил  на роль  мужчины-мечты женщин  -  высок,  мужественен, если не сказать, брутален .Расчет был и на интерес публики  к вечному сюжету ,  зрелищности и юмору- всему тому,  что мог дать подобный драматургический материал .

       Основные постановщики - режиссер  Дмитрий Михайлов , артист Екатеринбургского ТЮЗа , и художник из Нижнего Тагила Людмила Семячкова.

      В населенном персонажами спектакле заняты наиболее опытные артисты Каменской драмы и  актриса - дебютантка в роли Кончиты.

Из безусловных, мне кажется, удач  нового спектакля -  именно актерские работы . Как и в ряде предыдущих,  именно они вновь подтверждают сегодняшний  высокий   уровень  профессионального мастерства труппы .  Роли не равнозначны  по количеству отведенного каждому текста и присутствия в истории. Но заслуженно любимый зрителями и многими  театралами артист Геннадий Ильин, например,  и в эпизодической роли хозяина гостиницы умудряется быть абсолютно достоверным и сокрушительно обаятельным. Он словно ничего для этого не делает, никогда не видно его напряжения -  кажется за него работает  внешность бородатого добродушного увальня, фирменные  ильинские реплики впроброс, выразительная мимика и паузы ,  и  сдержанная, но тоже

« говорящая » , пластика .Но он держит внимание зрителя непрерывно.

           Полная противоположность несуетному герою Ильина  - Дон  Карлос. Его  очень смешно, гротесково- заостренно  играет  артист Владимир Скрябин.  Телесная хрупкость    в сочетании с петушиным  характером задиры-забияки и  стремительно-суетливым  физическим существованием создают  комический эффект. У актера это еще и образ несколько глуповатого  персонажа, которого все, что вне драки ( а он постоянно хватается за шпагу ), приводит в некоторый ступор -тогда он становится растерянным и наивным.

            Внешне  хороша  в роли жены Хуана Людмила Плакхина – красивая,  зрелая , темпераментная. Почти разгневанная фурия в начале спектакля, в более поздних   сценах с Кончитой она полна материнского тепла и понимания. По тексту, что звучит из ее уст, она 25 лет пытается разыскать сбежавшего почти сразу после свадьбы мужа.  Но главный ее мотив очень женский: раз познав близость с Хуаном, она не находит сравнения с ним, и забыть это для нее невозможно. У актрисы же мотивировка не столь четкая - погоню ее героини можно принять скорее за месть оскорбленного женского самолюбия. Это  тоже есть, но не только…

               Интересен в роли деревенского  кучера – самоучки- поэта артист Олег Меньшенин. Дошедшая до внутренней  слепоты страсть к сочинительству передана им отлично. На словах обожающий Кончиту, он давно отделил воображаемую любимую от живого человека,  реальной девушки. Он может не заметить наглого заявления Хуана, что тот будет спать с его музой , но критику своих  вирш вынести не в состоянии, готов убить за это. Поэтому  с ним можно делать все, что угодно,-  жизнь и ее видимость он различить не способен.

               В эпизодической роли жены Хозяина  актриса_____________ несколькими штрихами внешнего облика, поведения и реакций намечает образ все понимающей работящей деревенской женщины, что иронично- снисходительно относится к супругу с репутацией местного ловеласа - куда ему до легендарного Дон Жуана?

              Менее отчетливым представляется  персонаж Исполнитель  - его играет прекрасный артист   Ивана Шмаков . В спектакле он в основном мрачен и немногословен  , почти  резонер. Такая монохромная окраска роли ее обедняет, как мне представляется. Постановщик вместе  с опытным артистом не проявили в полной мере этого характера. Поэтому много внешней статики, а что  глубинно движет персонажем, что клокочет в нем, какая своя правда скрывается ,- пока не очень ясно.

               Впрочем, многие вопросы относятся к режиссерскому решению спектакля. Я намеренно начала  не с главных героев. Ряд нестыковок относится именно  к проблеме  не найденного точно  ключа.  Все шаржированно подчеркнутые проходы большинства персонажей по подиуму-мостику, обращенные к зрителю( игра на публику), как парад-алле в цирке  , настраивают на ироничный лад, на масочный карнавал изначально  смешных героев, на легкую комедию. Между тем, главные герои- Дон Хуан и Кончита, да и Исполнитель , и Жена работают по законам психологического театра. Тогда  и намека на неоднозначность  образов и  существующий между ними  конфликт не получается. Кто противостоит Хуану? Кто на словах любит, боготворит  его, слагает легенды ( как женщины, так и мужчины, только по-разному трактующие его достоинства)? Маски, карикатуры?. В смеховой стихии как раз  прорывающаяся серьезность служит  контрастом и поводом для размышления. Пьеса Жуховицкого  предполагает такую  возможность.  Шаткость режиссерского построения лежит, мне кажется, в этой плоскости. Для актеров-режиссеров умение работать не только с исполнителями, но с идеей и ее пластическим решением в пространстве сцены, нахождение общей формы  и художественного  языка  нередко представляют главную трудность .Не избежал ее и  талантливый актер ( в нашем случае  постановщик) Д.Михайлов.

                Главный герой Дон Хуан , по сюжету, пытается скрыться от назойливого внимания  людей и отдохнуть, наконец, от них и своих многочисленных мужских  побед. Он устал- это рефрен его самочувствия.  Бенефициант, артист Е.Белоногов , большую часть сценического времени пребывает именно в этом состоянии  утомленного, мрачного, насупленного и даже неприятного ,порой , персонажа. Состояние обозначено и понятно с самого начала. Непонятно другое - как могли все так обмануться в своих ожиданиях  чудо-героя ? Человеческое обаяние, магнетизм , умение привычно заметить(отметить ) женщину, все же должны  как-то  временами ощущаться  в  главном герое, а режиссеру и артисту проявить  неоднозначность образа  Дона Хуана.  Между тем главный герой , как о не важном , не акцентируя, говорит о скуке, которая наступает у него после победы над очередной женщиной.  Он  вдохновляется и действует как поэт только в период ухаживания, новизны чувств. Что потом случится с оставленными женщинами , его не интересует. А для женщины  главное начинается как раз  « потом »- она ждет подтверждения любви в поступках, каждая стремится быть единственной, ждет ответственности со  стороны мужчины.  Жена его тоже произносит фразу о том, что он не только зажигает страстью, но сжигает потом. Это не значит, что другую сторону  (эгоистическую) надо показывать жирно и впрямую. Но тема эта должна быть учтена  в предлагаемых обстоятельствах роли.  Тогда может возникнуть  объем. Легенду сыграть нельзя, только человека.В двух сценах мелькнет другой Дон Хуан – нежный, когда укрывает доверчиво легшую к нему  юную Кончиту. И чуть более оживленный, с расправившимся, наконец, лицом предстает герой Е.Белоногова после ночи с ней.   Хотя в первом случае  в нем больше отцовского, чем мужского. Когда он увидел в ней женщину? Когда он вновь расцвел от, быть может, последнего   чувства? В роли недостает  тонкого перехода Хуана из мрачного мизантропа в свое подлинное естество, недостает актерских красок и акцентов. А жаль. Тем более, что рядом с ним существо абсолютно невероятное  -Кончита.Эта ключевая  роль   доверена новой молодой актрисе театра Татьяне Ишматовой. Для меня именно Кончита в такой версии и исполнении – центр притяжения и интереса. Выпускница курса музыкального театра ЕГТИ ( курс проф.К.Стрежнева),  она проявила себя здесь  как прекрасная драматическая актриса  и очень музыкальный человек. Она поет колыбельную так, что зал начинает горячо аплодировать. Но в Т.Ишматовой, кроме голоса , есть еще  внутренняя музыкальность и гибкость . От нее невозможно оторвать взгляд. Она живет в каждое мгновение сценического действия. Актриса  так убедительна в роли простой служанки – стремительная, устающая, терпеливая и импульсивная. Дурнушка внешне,  она  своей искренностью, улыбчивостью и расположенностью к людям , как и чувством юмора  изначально вызывает к себе симпатию. В ее  Кончите   много девчоночьего, чистого, доверчивого  и  очевидные  признаки  мечтающей и готовой к  любви юной женщины. В ее представлении Дон Хуан именно тот волшебник, который, только прикоснувшись, пробудит в ней главное чувство на свете. Как можно не верить легендам, что слагают о таком  герое.?  Ее преображение после первой в своей жизни ночи с мужчиной разительно - словно откроется и осветится новым светом лицо, сделав Кончиту очень красивой.

Думаю, что именно  расположенность к ней зрителей  помогла оценить последний поступок Хуана, поступок  ценою в жизнь - он  защитил ее от гибели  и  тем оставил надежду, что настоящий мужчина-рыцарь и  его способность любить и жертвовать  все же не выдумка - у легенды есть основание.

           В создании атмосферы спектакля ощутим  вклад  одаренного, с хорошим вкусом композитора  из Озерска  Сергея Моисеева, сумевшего избежать ухода во внешнюю  испанщину . Заметна  и  успешная профессиональная работа с артистами хореографа из Екатеринбурга Анны Еременко.  С ее помощью они проявили разнообразие  индивидуальной  телесной пластики  и  овладение на хорошем уровне  трудным  искусством фехтования. Менее интересны три грации-тени на полотне-экране - в них , думаю, должно быть больше иронии ,чем красивости.

           Сказать что-то особенное о сценографии Л.Семячковой сложно . Предложенное  ею оформление  функционально, учитывает объем сцены и позволяет использовать не только горизонталь. Костюмы более выразительны.

            Из понравившихся режиссерских находок - намек на то, что как и Кончита, мы смотрим некое кино. Но это мелькнуло  в одной сцене в начале спектакля и угасло,  увы ,не развившись.

              Если еще  7-8  лет назад разговор о спектаклях Каменского театра мог быть менее требовательным - шел период становления  во- многом  нового театра- , то сегодня, когда случилось то, что  мы с радостью каждый раз отмечаем , счет к уровню постановок  невольно  соотносишь  с нынешними  возможностями труппы.  

 Наталья Решетникова

ноябрь 2016