"Последняя женщина сеньора Хуана", Н.М. Решетникова
Давняя пьеса Л.Жуховицкого показалась театру драмы вполне подходящей для бенефиса артиста Евгения Белоногова, которому исполнялось 50 лет. Резоны : герою пьесы Дону Хуану столько же. Да и фактурно актер вполне подходил на роль мужчины-мечты женщин - высок, мужественен, если не сказать, брутален .Расчет был и на интерес публики к вечному сюжету , зрелищности и юмору- всему тому, что мог дать подобный драматургический материал .
Основные постановщики - режиссер Дмитрий Михайлов , артист Екатеринбургского ТЮЗа , и художник из Нижнего Тагила Людмила Семячкова.
В населенном персонажами спектакле заняты наиболее опытные артисты Каменской драмы и актриса - дебютантка в роли Кончиты.
Из безусловных, мне кажется, удач нового спектакля - именно актерские работы . Как и в ряде предыдущих, именно они вновь подтверждают сегодняшний высокий уровень профессионального мастерства труппы . Роли не равнозначны по количеству отведенного каждому текста и присутствия в истории. Но заслуженно любимый зрителями и многими театралами артист Геннадий Ильин, например, и в эпизодической роли хозяина гостиницы умудряется быть абсолютно достоверным и сокрушительно обаятельным. Он словно ничего для этого не делает, никогда не видно его напряжения - кажется за него работает внешность бородатого добродушного увальня, фирменные ильинские реплики впроброс, выразительная мимика и паузы , и сдержанная, но тоже
« говорящая » , пластика .Но он держит внимание зрителя непрерывно.
Полная противоположность несуетному герою Ильина - Дон Карлос. Его очень смешно, гротесково- заостренно играет артист Владимир Скрябин. Телесная хрупкость в сочетании с петушиным характером задиры-забияки и стремительно-суетливым физическим существованием создают комический эффект. У актера это еще и образ несколько глуповатого персонажа, которого все, что вне драки ( а он постоянно хватается за шпагу ), приводит в некоторый ступор -тогда он становится растерянным и наивным.
Внешне хороша в роли жены Хуана Людмила Плакхина – красивая, зрелая , темпераментная. Почти разгневанная фурия в начале спектакля, в более поздних сценах с Кончитой она полна материнского тепла и понимания. По тексту, что звучит из ее уст, она 25 лет пытается разыскать сбежавшего почти сразу после свадьбы мужа. Но главный ее мотив очень женский: раз познав близость с Хуаном, она не находит сравнения с ним, и забыть это для нее невозможно. У актрисы же мотивировка не столь четкая - погоню ее героини можно принять скорее за месть оскорбленного женского самолюбия. Это тоже есть, но не только…
Интересен в роли деревенского кучера – самоучки- поэта артист Олег Меньшенин. Дошедшая до внутренней слепоты страсть к сочинительству передана им отлично. На словах обожающий Кончиту, он давно отделил воображаемую любимую от живого человека, реальной девушки. Он может не заметить наглого заявления Хуана, что тот будет спать с его музой , но критику своих вирш вынести не в состоянии, готов убить за это. Поэтому с ним можно делать все, что угодно,- жизнь и ее видимость он различить не способен.
В эпизодической роли жены Хозяина актриса_____________ несколькими штрихами внешнего облика, поведения и реакций намечает образ все понимающей работящей деревенской женщины, что иронично- снисходительно относится к супругу с репутацией местного ловеласа - куда ему до легендарного Дон Жуана?
Менее отчетливым представляется персонаж Исполнитель - его играет прекрасный артист Ивана Шмаков . В спектакле он в основном мрачен и немногословен , почти резонер. Такая монохромная окраска роли ее обедняет, как мне представляется. Постановщик вместе с опытным артистом не проявили в полной мере этого характера. Поэтому много внешней статики, а что глубинно движет персонажем, что клокочет в нем, какая своя правда скрывается ,- пока не очень ясно.
Впрочем, многие вопросы относятся к режиссерскому решению спектакля. Я намеренно начала не с главных героев. Ряд нестыковок относится именно к проблеме не найденного точно ключа. Все шаржированно подчеркнутые проходы большинства персонажей по подиуму-мостику, обращенные к зрителю( игра на публику), как парад-алле в цирке , настраивают на ироничный лад, на масочный карнавал изначально смешных героев, на легкую комедию. Между тем, главные герои- Дон Хуан и Кончита, да и Исполнитель , и Жена работают по законам психологического театра. Тогда и намека на неоднозначность образов и существующий между ними конфликт не получается. Кто противостоит Хуану? Кто на словах любит, боготворит его, слагает легенды ( как женщины, так и мужчины, только по-разному трактующие его достоинства)? Маски, карикатуры?. В смеховой стихии как раз прорывающаяся серьезность служит контрастом и поводом для размышления. Пьеса Жуховицкого предполагает такую возможность. Шаткость режиссерского построения лежит, мне кажется, в этой плоскости. Для актеров-режиссеров умение работать не только с исполнителями, но с идеей и ее пластическим решением в пространстве сцены, нахождение общей формы и художественного языка нередко представляют главную трудность .Не избежал ее и талантливый актер ( в нашем случае постановщик) Д.Михайлов.
Главный герой Дон Хуан , по сюжету, пытается скрыться от назойливого внимания людей и отдохнуть, наконец, от них и своих многочисленных мужских побед. Он устал- это рефрен его самочувствия. Бенефициант, артист Е.Белоногов , большую часть сценического времени пребывает именно в этом состоянии утомленного, мрачного, насупленного и даже неприятного ,порой , персонажа. Состояние обозначено и понятно с самого начала. Непонятно другое - как могли все так обмануться в своих ожиданиях чудо-героя ? Человеческое обаяние, магнетизм , умение привычно заметить(отметить ) женщину, все же должны как-то временами ощущаться в главном герое, а режиссеру и артисту проявить неоднозначность образа Дона Хуана. Между тем главный герой , как о не важном , не акцентируя, говорит о скуке, которая наступает у него после победы над очередной женщиной. Он вдохновляется и действует как поэт только в период ухаживания, новизны чувств. Что потом случится с оставленными женщинами , его не интересует. А для женщины главное начинается как раз « потом »- она ждет подтверждения любви в поступках, каждая стремится быть единственной, ждет ответственности со стороны мужчины. Жена его тоже произносит фразу о том, что он не только зажигает страстью, но сжигает потом. Это не значит, что другую сторону (эгоистическую) надо показывать жирно и впрямую. Но тема эта должна быть учтена в предлагаемых обстоятельствах роли. Тогда может возникнуть объем. Легенду сыграть нельзя, только человека.В двух сценах мелькнет другой Дон Хуан – нежный, когда укрывает доверчиво легшую к нему юную Кончиту. И чуть более оживленный, с расправившимся, наконец, лицом предстает герой Е.Белоногова после ночи с ней. Хотя в первом случае в нем больше отцовского, чем мужского. Когда он увидел в ней женщину? Когда он вновь расцвел от, быть может, последнего чувства? В роли недостает тонкого перехода Хуана из мрачного мизантропа в свое подлинное естество, недостает актерских красок и акцентов. А жаль. Тем более, что рядом с ним существо абсолютно невероятное -Кончита.Эта ключевая роль доверена новой молодой актрисе театра Татьяне Ишматовой. Для меня именно Кончита в такой версии и исполнении – центр притяжения и интереса. Выпускница курса музыкального театра ЕГТИ ( курс проф.К.Стрежнева), она проявила себя здесь как прекрасная драматическая актриса и очень музыкальный человек. Она поет колыбельную так, что зал начинает горячо аплодировать. Но в Т.Ишматовой, кроме голоса , есть еще внутренняя музыкальность и гибкость . От нее невозможно оторвать взгляд. Она живет в каждое мгновение сценического действия. Актриса так убедительна в роли простой служанки – стремительная, устающая, терпеливая и импульсивная. Дурнушка внешне, она своей искренностью, улыбчивостью и расположенностью к людям , как и чувством юмора изначально вызывает к себе симпатию. В ее Кончите много девчоночьего, чистого, доверчивого и очевидные признаки мечтающей и готовой к любви юной женщины. В ее представлении Дон Хуан именно тот волшебник, который, только прикоснувшись, пробудит в ней главное чувство на свете. Как можно не верить легендам, что слагают о таком герое.? Ее преображение после первой в своей жизни ночи с мужчиной разительно - словно откроется и осветится новым светом лицо, сделав Кончиту очень красивой.
Думаю, что именно расположенность к ней зрителей помогла оценить последний поступок Хуана, поступок ценою в жизнь - он защитил ее от гибели и тем оставил надежду, что настоящий мужчина-рыцарь и его способность любить и жертвовать все же не выдумка - у легенды есть основание.
В создании атмосферы спектакля ощутим вклад одаренного, с хорошим вкусом композитора из Озерска Сергея Моисеева, сумевшего избежать ухода во внешнюю испанщину . Заметна и успешная профессиональная работа с артистами хореографа из Екатеринбурга Анны Еременко. С ее помощью они проявили разнообразие индивидуальной телесной пластики и овладение на хорошем уровне трудным искусством фехтования. Менее интересны три грации-тени на полотне-экране - в них , думаю, должно быть больше иронии ,чем красивости.
Сказать что-то особенное о сценографии Л.Семячковой сложно . Предложенное ею оформление функционально, учитывает объем сцены и позволяет использовать не только горизонталь. Костюмы более выразительны.
Из понравившихся режиссерских находок - намек на то, что как и Кончита, мы смотрим некое кино. Но это мелькнуло в одной сцене в начале спектакля и угасло, увы ,не развившись.
Если еще 7-8 лет назад разговор о спектаклях Каменского театра мог быть менее требовательным - шел период становления во- многом нового театра- , то сегодня, когда случилось то, что мы с радостью каждый раз отмечаем , счет к уровню постановок невольно соотносишь с нынешними возможностями труппы.
Наталья Решетникова
ноябрь 2016