Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Баядера", М. Лупанова

Премьера этого спектакля состоялась 20 октября 2017 года. Увиденное нами отнюдь не явило образец «классической» оперетты. Скорее, это вариация на тему «Баядеры» – искрометная, красивая, изобретательная, многомерная и весьма убедительная. Музыка, конечно, Имре Кальмана. А вот либретто Вениамина Прогавы и оно значительно отличается от распространенной в российских театрах версии (авторы Р. И. Тихомиров и С. Б. Фогельсон). Сюжетные линии здесь усложнены, психологизированы, подробно прописаны со всеми причинно-следственными связями (например, Одетту в детстве вывез из Индии и воспитал Паркер, соответственно, Раджами может на ней жениться, не нарушая законов родины). А поскольку действие развивается в парижском театре Шатле, который в начале XX века славился самыми смелыми и экспериментальными постановками в жанре оперетты, варьете и бродвейских мюзиклов, то фантазии либреттиста, затем и режиссера было где разгуляться.

Практически все действующие лица в новоуральской «Баядере», кроме Одетты и Раджами получили новый статус и профессии. Полковник Паркер (з.а. РФ Владимир Розин) здесь директор театра, Пимпринетти – режиссер и к тому же дама по имени Жозефина (Елена Ливенцова). Мариэтта (Мария Салмина) – артистка театра, имеющая двух поклонников, – «шоколадного» фабриканта Филипа Ля-Турет (Павел Ртищев) и клакера Наполеона Сен Клоша (Валентин Горди), который фонтанирует самыми невероятными фантазиями, чтобы завоевать внимание строптивой пассии. Кроме того, появились совершенно новые герои с говорящими «оперными» именами: уморительная, довольно упитанная солистка балета Мими (Ирина Сумская), которая прибрала к рукам получившего отставку «шоколадного» поклонника, трогательная костюмер Лулу (Анастасия Панишева), влюбленная в клакера, мнимый немой – суфлер театра Спарафучили (Александр Янушевский). Эта ироничная игра знаковыми оперными образами, возможно, была спровоцирована именем главной героини – Одетты. Роль же «Одиллии», противостоящей ей и интригующей, отведена в оперетте Мариэтте, и ее черный брючный костюм невольно рифмуется с Черным лебедем. Словом, «Баядера» стала «многонаселенной» и зажила своей жизнью.

Перед началом действия, предвосхищая встречу Востока и Запада, под звуки традиционной индийской музыки на занавесе демонстрировалась хроника из жизни Парижа начала XX века. Но начался спектакль не с увертюры, а со сцены, где молодые влюбленные (в джинсах, значит наши современники) гуляют у Эйфелевой башни, он дарит ей букет роз, и оказывается, что они артисты театра, пришли на репетицию «Баядеры». (В мимической сцене показана история разлученных девочки и мальчика, которые, по логике, должны будут встретиться взрослыми). Режиссер Валерий Долганов сразу отстраняет нас от действия «на полном серьезе» и задает два тесно переплетающихся содержательных пласта. 1. Историю Баядеры-Одетты – со сложным, витиеватым сюжетом, в невероятно красивом, пышном восточном антураже. 2. Жизнь театрального закулисья, где есть место проблемам (в том числе финансовым), взлетам, падениям, интригам и спасительному искусству. При этом «восточная» сюжетная линия тяготеет к «театру переживания» – она нарративна, развивается поступательно, обрастая, как снежный ком, все новыми деталями и подробностями из прошлого. Здесь все отношения, в центре которых Одетта и Раджами, серьезны и подлинны. А сквозь индийскую экзотику пунктиром проходит «европейская» проза театральной жизни в жанре ревю, иронично отыгрывающая разные ситуации, которые сопровождаются эффектными вставными номерами – своего рода «театр представления», которым блестяще заправляет Мариэтта. Ее неуемные амбиции (получить главную роль, богатого и влиятельного мужа – не «шоколадного» фабриканта, так принца Раджами) являются мощным двигателем действия. Она постоянно приводит к режиссеру разные коллективы, чтобы их программы имели больший успех, потому здесь дважды появляется лубочный «казачий хор» (в Париже гремят «Русские сезоны») и один из их номеров – «Алкогольная кантата» – выдувается и гремится с помощью пустых бутылок. Она же приводит джаз-банд (Муниципальный духовой орк-р п/у Мкртича Григоряна), под музыку которых танцуют брейк-данс два «негра». Мария Салмина в этой роли очень убедительна – раскрепощенность артистки кабаре, свободная пластика, ироничная интонация и замечательный вокал. Она крепко держит внимание зрителя на протяжении всего спектакля. Ее главная конкурентка – Одетта – из разряда «голубых» положительных героинь, однако в исполнении Анны Костаревой, она теплая, подлинная, искренне любящая и глубоко страдающая от разрыва отношений. Ее чарующий голос передавал самые тонкие нюансы разных состояний. А вот возлюбленный Раджами – Илья Макаров – удивил появившейся тенденцией к занижению интонации, что, конечно, снижало образ. Зато милый толстячок, для которого буфет – храм и он в нем не жрец, а «жрун» – Филипп Ля-Турет в исполнении Павла Ртищева – обаял своей инфантильной непосредственностью. Его соперник – фееричный Наполеон Сен Клош (Валентин Горди) – с бешеным темпераментом и неуемной фантазией («Остапа несло»…), был вне конкуренции. (Взять хотя бы его байку об охоте на тигров в горошек, которые потом по воле режиссера заполонили сцену.) Пел он с тем же огнем и полной самоотдачей. Искрометной была и Ирина Сумская в образе упитанной солистки балета Мими, не расстававшаяся с бутербродом размером с батон и искренне не понимавшая, почему ее не ставят на главные роли. Она поражала не только своей игрой (никаких пережимов, настоящая клоунесса), отменным вокалом, но и акробатическими трюками. Скромный костюмер Лулу (Анастасия Панишева) «эволюционировала» ради любви к Сен-Клошу – «вышла из тени», оделась в костюм тигра в горошек, и он, оценив поступок, переключился с охоты за Мариэттой, на нее. В спектакле есть еще одна роль, эпизодическая, но важная. Периодически у Эйфелевой башни появляется девочка с гармоникой, которая явно бредит театром. Такие девочки есть и будут во все времена. И однажды режиссер Пимпринетти говорит ей: «Мечтай и все у тебя получится». Эта маленькая роль возносит историю о закулисье на другой уровень, напоминая, что искусство театра дает людям веру в чудо – возможность прожить с героями спектаклей (по разные стороны рампы) разные судьбы и пережить самые сильные чувства, которых в их жизни, может, никогда не будет. И когда артисты поют о том, как они любят свой театр, понятно, что это искреннее признание имеет отношение не столько к сюжету спектакля, сколько к той сцене, на которой он сейчас идет.

Атмосферу спектакля во многом задали декорации. Основная – обнаженная конструкция задника сцены с шестеренками, которая дает понять, что мы будем видеть всю театральную «кухню». На этом «остове» в зависимости от действия появляются занавесы, двери, шторы-ленты. А на сцене – зеркала, фортепиано, Эйфелева башня, в восточных сценах – «богатые» ширмы, постаменты, восточные божества. Художники Иван Мальгин и Елена Чиркова (Екатеринбург) провернули гигантскую работу по созданию визуального великолепия, создав элегантный Восток и стильный Запад. В спектакле превалируют красный, золотой, белый и черный цвета. Наличие первых двух несут в себе опасность впасть в китч. Но здесь такое чувство меры и гармонии, что остается только наслаждаться. Красивые костюмы, потрясающе придуманы женщины-розы, завораживающие красные веера из перьев, которыми манипулируют танцовщицы, в любовной сцене Одетты и Раджами восточные красавицы затейливо задействуют в танце ленты-занавесы и в этом, конечно, еще заслуга балетмейстера Натальи Володькиной. Надо отметить, что танцев и западных, и восточных очень много. Они интересны, разнообразны и всегда к месту. На особом положении здесь оказался степ. Он «внедрялся» порционно и к финалу «крещендировал». Сначала была репетиции с Мими. Затем, отдельный, очень эффектный номер в трио Мариэтты с поклонниками («Когда любимая нежна, то думает она привести вас к алтарю. Это я вам говорю!»). В нем взят за основу прием театра кукол – «верхние половины» героев поют, а «ногами», отбивающими чечетку на столе, управляют другие люди, засунувшие руки в ботинки (консультант по степу Игорь Петухов, Екатеринбург). Апогей достигается в финале – степ танцует целое стадо тигров в горошек, к которым присоединяются все солисты. Безусловно, надо отметить замечательный музыкальный уровень спектакля. И хор (хормейстер Евгения Решетникова) и оркестр (дирижер и аранжировщик Кирилл Бузмаков) были на высоте. Стилистически гибкие, они виртуозно обходили «подводные камни» многожанровости «Баядеры». Но особенно потрясали кульминационные сцены, когда высказывание оркестра было по-настоящему сущностным, говорящим больше чем слова, выходя на высокий уровень обобщения.

В спектакле настолько причудливо сплелись серьезное и ироничное, смешное и лиричное, трагичное и умиротворяющее, что хочется пересматривать его не раз. В нем есть и жизнь, и искусство.

Лупанова Мария