Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Белые ночи", Н.М. Решетникова

 

                         РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ « БЕЛЫЕ НОЧИ» по Ф.М.Достоевскому

                          НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА

        Я попытаюсь описать впечатления от  только что  увиденного в Нижнетагильском Молодежном театре премьерного спектакля « Белые ночи» ,его самого первого показа на публике.(15 марта 2013г.)

         Премьерность, дебютность и молодежность — вот  главные  составляющие данного театрального  события. Судите сами: инсценировку повести Ф.М.Достоевского   « Белые ночи» сделала Ольга Морозова, ей нет еще тридцати. Причем, делала она  ее именно для конкретного театра — Молодежного. Режиссеру  спектакля, студентке  5 курса отделения режиссуры СПГАТИ( Санкт-Петербург)  Анфисе  Ивановой 23 года .  Автору  сценографии и костюмов  Юлии Климовских, выпускнице  отделения художественной графики Нижне-Тагильской социально-педагогической Академии, — 22 года . Пластикой с актерами занималась  Виктория Бабайлова, студентка 3 курса факультета искусств этой же Академии. Ей всего 21 год. А  студентам начальных курсов , ученикам режиссера В.Вейде,  доверены были  эпизодические  роли в спектакле.

        Со свойственной юным  свободой,граничащей с бесшабашностью, режиссер определила жанр своего сочинения как « спектакль-праздник с щемящей нотой»- так она чувствовала .Но об этом позже.

        « Белые ночи» -это  не только   поклон из дня сегодняшнего  жившему некогда   в  Петербурге русскому  классику  , но и перекличка с ныне живущими там же   современными театральными  художниками — режиссером  Анатолием Праудиным  и  драматургом  Натальей Скороход . Оба   долго и прекрасно работали прежде в Екатеринбурге, и именно они — педагоги   двух из авторов  спектакля .  Для Анфисы Ивановой « Белые ночи» -дипломная работа.

            Имена уважаемых в театральном мире художников я упоминаю не случайно. Дебют их подопечных  носит  определенные следы  ученичества у хороших Мастеров хорошей же (питерской) театральной Школы.

            В основе инсценировки лежит  повесть Достоевского « Мечтатель». Мне показалось, что именно это название было бы точнее вынести в название спектакля, а « Белые ночи» в подзаголовок, поскольку  в  концепции  режиссера много от романтизма  собственной юности, резонирующей с мотивами повести. И, отчасти, именно девичьего романтизма. Между тем, создатели(тельницы) спектакля проявили вполне  уверенные профессиональные  навыки в попытке  перевода литературного текста на  язык драматургии(автор инсценировки) , а режиссер -постановщик и художник в поиске  его сценического эквивалента.

           У спектакля есть  форма и атмосфера.  Их, в большой мере, создают  сценографическое  и   ( не указанное , к сожалению, в программке )музыкальное  решение . Именно музыка , которую  подбирала сама режиссер,  во многом  задает не только внутренний ритм ,смену настроений и  расставляет  смысловые акценты, но  и создает  эмоциональный фон спектакля. Режиссер и сценограф  предлагают решение спектакля не бытового , а ,больше, поэтически-обобщенного.

            Конкретная история  молодой пары Мечтателя и Настеньки погружена в атмосферу некоего карнавала окружающей их жизни, где мало реальных лиц, а больше масок,фактурных, деформированных личин, временами напоминающих трансформации Гойи или полумаски итальянской комедии Дель арте.

        Они уместны  и многозначны: это и жители города-призрака, города-загадки Петербурга; и мета как раз    обобщенности  персонажей, их вечности; и знак скорее эмоционального, чем реального  восприятия самими героями окружающей их действительности ,что свойственно, нередко, именно молодости.

  Режиссер изобретательна и  персонифицирует    сам город: в списке действующих лиц  так и значится-  Петербург ( арт. Дмитрий Пермяков). И не только.  Есть еще  Белая  ночь ( арт. Екатерина Чачина) - загадочное явление северной столицы - девушка в  дымчатой тунике. Подвижная, танцующая,  ускользающая красота. Она же- Женщина, желающая присвоить Мечтателя - это ее Герой и, возможно, ее порождение.

         Надо отдать должное  удавшимся  художнику  сценическим костюмам и  головным уборам.  В их фактурах  и крое  те же    вневременность  ,  театральные  обобщенность и условность .

         Предметный ряд  скуп: подобие моста и лодки, старинные фонарные столбы,  фрагмент каменной кладки стены, садовая скамья , да  наверху несколько уличных указателей.

         Сценограф создает образ   Петербурга   еще и приемами теневого театра :  графические  контуры его знаменитых  дворцов проступают,  словно в тумане, на заднике. Он колеблется, словно от дуновения ветра, его приводят в движение скрытые   за ним   движущиеся тени. А в одной из  драматических сцен он зримо опадает, медленно сползает, обнаруживая свою изнанку.

  К сожалению,  давняя и больная для театра проблема со сценическим светом мало помогает художнику создавать призрачно-зыбкую атмосферу ,огрубляет, прежде всего, фактуры масок и костюмов.

          В спектакле « Белые ночи» важна  пластическая составляющая не только в     сценографическом  решении, но и, собственно, в телесном существовании актеров.   Индивидуальны и выразительны  главные персонажи спектакля.  Она (Настенька, арт.Ксения Шумакова) полетна, стремительна, улыбчива,  открыто доверчива, увлекается и увлекает, мечется , сомневается, приближается и убегает прочь...

 Он (Мечтатель, арт.Александр Казьмин)- высок,сутуловат и нескладен, стремителен в речи, романтически-приподнят и восторжен,- так искренне и так узнаваемо...

 Через пластику решена одна из важных сцен, где влюбленный Мечтатель узнает о  присутствии Другого  в жизни его девушки. Словно запнувшись,он , как подкошенный, падает на колени,  от неловкости  словно что-то ищет на земле.  А Она, поняв происходящее с Мечтателем, кладет его голову себе на колени и убаюкивает-утешает его, словно дитя. В массовых же  сценах , где  заняты студенты ,при всей их старательности,    чувствуется   естественный пока  недостаток    актерских  и пластических навыков.

О двух наиболее реалистических, бытовых персонажах -Бабушке  Настеньки и хозяйке жилища Мечтателя Матрене - мало что можно сказать. Их исполняют опытные актрисы , з.а РФ Л.Чехута и Е .Мещангина, но не их героини (начиная с инсценировки) предмет  особого интереса постановщиков. 

          Главной удачей дебютного спектакля режиссера Анфисы Ивановой, мне кажется, стал выбор актеров на роли Мечтателя и Настеньки.

          Запомнилось уже первое появление на сцене Мечтателя. Невнятная поначалу,  свернутая калачиком фигурка сидящего где-то в уголке человека, словно улитка или вынырнувшая из  своего домика черепаха  (мотив бегства от жизни) поднялась,развернулась  ,оказавшись худощавым  молодым человеком. Он был странен  и ,одновременно, узнаваем: подобие черного сюртука, надетого на  белье, поднятые вверх всклокоченные волосы и темные круги под большими удивленными глазами- то ли пациент сумасшедшего дома, то ли не выспавшийся от сидения за компьютером студент. Поначалу  он общается  только с воображаемым им Городом и его жителями, сочиняет ,от одиночества , интересную  жизнь рядом с ними. Но однажды -    встреча с плачущей на мосту девушкой. Знакомство. Узнавание друг в друге того и той, о ком , кажется, грезилось в мечтах, кого узнал сразу, потому что... ждал. Доверие. Желание встретиться вновь. Исповеди Мечтателя и Настеньки( актриса Ксения Шумакова). Его — о людях особых, о  романтиках, мечтателях, что живут скромно, тайно, грезя наяву о красоте и чистой жизни для себя и других. Ее —  о своей  однообразной и скучной  жизни и о мечтах  об иной  жизни, а не  «пришпиленной к бабушке» ,в прямом и переносном смысле. Выслушав  же Мечтателя, говорит, что так, как он,  жить нельзя... И он словно открывает глаза:  да, нельзя, ведь земная, реальная любовь и нежность в конкретному существу прекрасна. Робкая влюбленость, желание обоих  быть рядом, рука в руке. Оба мечтают о своей,а  не выдуманной и больше из книг почерпнутой чужой жизни. Грезят оба, но по-разному.

            Доверие, открытость, надежды. Но..  в жизни Настеньки  есть Другой ,тот, кто оказался  первым ее увлечением и, как окажется в конце, главным .В спектакле он обозначен как Жилец ( арт.Иван Шилко).  Персонаж этот  почти без лица: на нем условная маска-читай, Некто. Любой. Просто Третий. Соперник-  в юности это всегда почти «треугольник».

( В  спектакле  "Белые ночи" «треугольников»  два - у Настеньки  своя соперница : Белая ночь, Муза Мечтателя).

          «Другой» и не говорит  почти ничего. Появляется, как-то реагирует, принимает позы, когда о нем заводят речь. Уводит Ее с собой. Этот персонаж  подан не без оттенка  иронии. А хорошее чувство юмора постановщик продемонстрировала,  особенно, в  придуманной ею сцене в оперном театре (здесь есть  развитие  темы отрыва от жизни, искусственных и живых чувств).

            Реальные эмоции Мечтателя дорисовывает зрительское воображение. За артистом, исполнителем роли Мечтателя, следишь , он интересен, наполнен.

 Его ревность- градуса горечи и боли, с пониманием и желанием  счастья не для себя только - для Нее.  Он готов стать посредником между любимой и своим соперником, передать письмо-объяснение. Он благодарен за минуты счастья с Настенькой . В конце  истории он  рвет ее письмо, уже ему обращенное... Мечта, как часто она обманывает нас, но как важно, чтобы она жила.

            Благородные , красивые чувства, форма и способ их выражения; тексты Достоевского, речь, манера общения молодых героев: « сударыня», « я Вам вверилась»., -звучат  как  музыка  нездешняя, тоже из чистой мечты об идеальном  рожденная.

             В финале спектакля -  дорогая на театре  минута  актерской растерянности в полуулыбке главного героя - все закончилось, а  он еще продолжал  быть... Мечтателем.

     Нежный , чистый и  тонкий спектакль о тонкой и нежной поре человеческой жизни.

     В тот вечер зал театра был  переполнен  до отказа. Нас  с коллегами, приехавшими на премьеру в Нижний Тагил, приятно  поразила давно не виданная   картина:специально для театра  нарядно одетые  люди. Зал , что   дышал вместе с героями, аплодировал по ходу спектакля и взорвался овациями в его конце. Зрители, стоя приветствовавшие артистов , буквально утопили  исполнителей и постановщиков в цветах.

              Ликовали , пританцовывая от возбуждения и волнения , вызванные  на сцену   авторы-дебютанты . Искренне радовались исполнители и зрители -Праздник!

              В 20-летнем молодом театре был Праздник.

                     Поздравим его и мы — с премьерой и Днем рождения!

Н.М. Решетникова

     март 2013