"Белые ночи", Н.М. Решетникова
РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ « БЕЛЫЕ НОЧИ» по Ф.М.Достоевскому
НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА
Я попытаюсь описать впечатления от только что увиденного в Нижнетагильском Молодежном театре премьерного спектакля « Белые ночи» ,его самого первого показа на публике.(15 марта 2013г.)
Премьерность, дебютность и молодежность — вот главные составляющие данного театрального события. Судите сами: инсценировку повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи» сделала Ольга Морозова, ей нет еще тридцати. Причем, делала она ее именно для конкретного театра — Молодежного. Режиссеру спектакля, студентке 5 курса отделения режиссуры СПГАТИ( Санкт-Петербург) Анфисе Ивановой 23 года . Автору сценографии и костюмов Юлии Климовских, выпускнице отделения художественной графики Нижне-Тагильской социально-педагогической Академии, — 22 года . Пластикой с актерами занималась Виктория Бабайлова, студентка 3 курса факультета искусств этой же Академии. Ей всего 21 год. А студентам начальных курсов , ученикам режиссера В.Вейде, доверены были эпизодические роли в спектакле.
Со свойственной юным свободой,граничащей с бесшабашностью, режиссер определила жанр своего сочинения как « спектакль-праздник с щемящей нотой»- так она чувствовала .Но об этом позже.
« Белые ночи» -это не только поклон из дня сегодняшнего жившему некогда в Петербурге русскому классику , но и перекличка с ныне живущими там же современными театральными художниками — режиссером Анатолием Праудиным и драматургом Натальей Скороход . Оба долго и прекрасно работали прежде в Екатеринбурге, и именно они — педагоги двух из авторов спектакля . Для Анфисы Ивановой « Белые ночи» -дипломная работа.
Имена уважаемых в театральном мире художников я упоминаю не случайно. Дебют их подопечных носит определенные следы ученичества у хороших Мастеров хорошей же (питерской) театральной Школы.
В основе инсценировки лежит повесть Достоевского « Мечтатель». Мне показалось, что именно это название было бы точнее вынести в название спектакля, а « Белые ночи» в подзаголовок, поскольку в концепции режиссера много от романтизма собственной юности, резонирующей с мотивами повести. И, отчасти, именно девичьего романтизма. Между тем, создатели(тельницы) спектакля проявили вполне уверенные профессиональные навыки в попытке перевода литературного текста на язык драматургии(автор инсценировки) , а режиссер -постановщик и художник в поиске его сценического эквивалента.
У спектакля есть форма и атмосфера. Их, в большой мере, создают сценографическое и ( не указанное , к сожалению, в программке )музыкальное решение . Именно музыка , которую подбирала сама режиссер, во многом задает не только внутренний ритм ,смену настроений и расставляет смысловые акценты, но и создает эмоциональный фон спектакля. Режиссер и сценограф предлагают решение спектакля не бытового , а ,больше, поэтически-обобщенного.
Конкретная история молодой пары Мечтателя и Настеньки погружена в атмосферу некоего карнавала окружающей их жизни, где мало реальных лиц, а больше масок,фактурных, деформированных личин, временами напоминающих трансформации Гойи или полумаски итальянской комедии Дель арте.
Они уместны и многозначны: это и жители города-призрака, города-загадки Петербурга; и мета как раз обобщенности персонажей, их вечности; и знак скорее эмоционального, чем реального восприятия самими героями окружающей их действительности ,что свойственно, нередко, именно молодости.
Режиссер изобретательна и персонифицирует сам город: в списке действующих лиц так и значится- Петербург ( арт. Дмитрий Пермяков). И не только. Есть еще Белая ночь ( арт. Екатерина Чачина) - загадочное явление северной столицы - девушка в дымчатой тунике. Подвижная, танцующая, ускользающая красота. Она же- Женщина, желающая присвоить Мечтателя - это ее Герой и, возможно, ее порождение.
Надо отдать должное удавшимся художнику сценическим костюмам и головным уборам. В их фактурах и крое те же вневременность , театральные обобщенность и условность .
Предметный ряд скуп: подобие моста и лодки, старинные фонарные столбы, фрагмент каменной кладки стены, садовая скамья , да наверху несколько уличных указателей.
Сценограф создает образ Петербурга еще и приемами теневого театра : графические контуры его знаменитых дворцов проступают, словно в тумане, на заднике. Он колеблется, словно от дуновения ветра, его приводят в движение скрытые за ним движущиеся тени. А в одной из драматических сцен он зримо опадает, медленно сползает, обнаруживая свою изнанку.
К сожалению, давняя и больная для театра проблема со сценическим светом мало помогает художнику создавать призрачно-зыбкую атмосферу ,огрубляет, прежде всего, фактуры масок и костюмов.
В спектакле « Белые ночи» важна пластическая составляющая не только в сценографическом решении, но и, собственно, в телесном существовании актеров. Индивидуальны и выразительны главные персонажи спектакля. Она (Настенька, арт.Ксения Шумакова) полетна, стремительна, улыбчива, открыто доверчива, увлекается и увлекает, мечется , сомневается, приближается и убегает прочь...
Он (Мечтатель, арт.Александр Казьмин)- высок,сутуловат и нескладен, стремителен в речи, романтически-приподнят и восторжен,- так искренне и так узнаваемо...
Через пластику решена одна из важных сцен, где влюбленный Мечтатель узнает о присутствии Другого в жизни его девушки. Словно запнувшись,он , как подкошенный, падает на колени, от неловкости словно что-то ищет на земле. А Она, поняв происходящее с Мечтателем, кладет его голову себе на колени и убаюкивает-утешает его, словно дитя. В массовых же сценах , где заняты студенты ,при всей их старательности, чувствуется естественный пока недостаток актерских и пластических навыков.
О двух наиболее реалистических, бытовых персонажах -Бабушке Настеньки и хозяйке жилища Мечтателя Матрене - мало что можно сказать. Их исполняют опытные актрисы , з.а РФ Л.Чехута и Е .Мещангина, но не их героини (начиная с инсценировки) предмет особого интереса постановщиков.
Главной удачей дебютного спектакля режиссера Анфисы Ивановой, мне кажется, стал выбор актеров на роли Мечтателя и Настеньки.
Запомнилось уже первое появление на сцене Мечтателя. Невнятная поначалу, свернутая калачиком фигурка сидящего где-то в уголке человека, словно улитка или вынырнувшая из своего домика черепаха (мотив бегства от жизни) поднялась,развернулась ,оказавшись худощавым молодым человеком. Он был странен и ,одновременно, узнаваем: подобие черного сюртука, надетого на белье, поднятые вверх всклокоченные волосы и темные круги под большими удивленными глазами- то ли пациент сумасшедшего дома, то ли не выспавшийся от сидения за компьютером студент. Поначалу он общается только с воображаемым им Городом и его жителями, сочиняет ,от одиночества , интересную жизнь рядом с ними. Но однажды - встреча с плачущей на мосту девушкой. Знакомство. Узнавание друг в друге того и той, о ком , кажется, грезилось в мечтах, кого узнал сразу, потому что... ждал. Доверие. Желание встретиться вновь. Исповеди Мечтателя и Настеньки( актриса Ксения Шумакова). Его — о людях особых, о романтиках, мечтателях, что живут скромно, тайно, грезя наяву о красоте и чистой жизни для себя и других. Ее — о своей однообразной и скучной жизни и о мечтах об иной жизни, а не «пришпиленной к бабушке» ,в прямом и переносном смысле. Выслушав же Мечтателя, говорит, что так, как он, жить нельзя... И он словно открывает глаза: да, нельзя, ведь земная, реальная любовь и нежность в конкретному существу прекрасна. Робкая влюбленость, желание обоих быть рядом, рука в руке. Оба мечтают о своей,а не выдуманной и больше из книг почерпнутой чужой жизни. Грезят оба, но по-разному.
Доверие, открытость, надежды. Но.. в жизни Настеньки есть Другой ,тот, кто оказался первым ее увлечением и, как окажется в конце, главным .В спектакле он обозначен как Жилец ( арт.Иван Шилко). Персонаж этот почти без лица: на нем условная маска-читай, Некто. Любой. Просто Третий. Соперник- в юности это всегда почти «треугольник».
( В спектакле "Белые ночи" «треугольников» два - у Настеньки своя соперница : Белая ночь, Муза Мечтателя).
«Другой» и не говорит почти ничего. Появляется, как-то реагирует, принимает позы, когда о нем заводят речь. Уводит Ее с собой. Этот персонаж подан не без оттенка иронии. А хорошее чувство юмора постановщик продемонстрировала, особенно, в придуманной ею сцене в оперном театре (здесь есть развитие темы отрыва от жизни, искусственных и живых чувств).
Реальные эмоции Мечтателя дорисовывает зрительское воображение. За артистом, исполнителем роли Мечтателя, следишь , он интересен, наполнен.
Его ревность- градуса горечи и боли, с пониманием и желанием счастья не для себя только - для Нее. Он готов стать посредником между любимой и своим соперником, передать письмо-объяснение. Он благодарен за минуты счастья с Настенькой . В конце истории он рвет ее письмо, уже ему обращенное... Мечта, как часто она обманывает нас, но как важно, чтобы она жила.
Благородные , красивые чувства, форма и способ их выражения; тексты Достоевского, речь, манера общения молодых героев: « сударыня», « я Вам вверилась»., -звучат как музыка нездешняя, тоже из чистой мечты об идеальном рожденная.
В финале спектакля - дорогая на театре минута актерской растерянности в полуулыбке главного героя - все закончилось, а он еще продолжал быть... Мечтателем.
Нежный , чистый и тонкий спектакль о тонкой и нежной поре человеческой жизни.
В тот вечер зал театра был переполнен до отказа. Нас с коллегами, приехавшими на премьеру в Нижний Тагил, приятно поразила давно не виданная картина:специально для театра нарядно одетые люди. Зал , что дышал вместе с героями, аплодировал по ходу спектакля и взорвался овациями в его конце. Зрители, стоя приветствовавшие артистов , буквально утопили исполнителей и постановщиков в цветах.
Ликовали , пританцовывая от возбуждения и волнения , вызванные на сцену авторы-дебютанты . Искренне радовались исполнители и зрители -Праздник!
В 20-летнем молодом театре был Праздник.
Поздравим его и мы — с премьерой и Днем рождения!
Н.М. Решетникова
март 2013