Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Бесприданница", А.Н. Лапина

ОТЧЕТ о поездке

в Каменск–Уральский театр драмы

"Бесприданница"

Новый спектакль театра, который удалось посмотреть, это «Бесприданница» А.Н. Островского и создан он при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и благотворительного фонда «Синара». Поставили его гости: режиссер из Москвы – Артемий Николаев и художник, она тоже из столицы, Анна Федорова.. Они еще очень молодые люди, но уже интересно заявившие о себе в своих первых самостоятельных работах.

«Бесприданница» в репертуаре театра – не случайность. Коллектив давно хотел иметь у себя это название, тем более, в труппе была актриса на роль Ларисы Огудаловой – Инга Матис, даже начинали репетиции с другим режиссером, но не случилось. И тут, видимо, произошла счастливая встреча с А. Николаевым. Руководитель театра Людмила Матис на лаборатории молодых режиссеров, где шли традиционные показы, увидела сцену в постановке молодого режиссера из Москвы и решила «заманить» к себе в Каменск–Уральск. Сейчас, когда мы уже видим результат, совершенно очевидно, что это был умный и прозорливый шаг и можно только догадываться, сколь все это было не просто и по финансовым и организационным аспектам.

 Театру удалось получить под создание спектакля  два целевых гранта, в наши дни культура именно так и выживает. Людмила Матис – талантливый менеджер и всегда умеет добиваться цели, которую ставит, особенно когда это касается родного театра. Вот фонд «Синара» выделил свой грант на «Бесприданницу», как на серьезный образовательный проект, и это очень важно. Прямо в фойе театра развернута выставка юных зрителей с рисунками сцен, эскизами костюмов действующих лиц, и мы можем порадоваться даже видеоинсталляции, которую придумал один из подростков.

В Каменске умеют приглашать в свой театр умно, тонко, зримые аргументы: живая музыка, которая звучит перед спектаклем, обращение с просьбой проголосовать за лучшую актерскую работу сезона. Все это не мелочи, а подлинная культура общения со зрителями.

«Бесприданница» Александра Николаевича Островского была впервые поставлена в 1878 году в Малом театре в Москве. И до сих пор пьеса остается одной из самых любимых и играющихся. Все это отнюдь не случайность, действующие  лица в произведении – живые, яркие  характеры с неповторимой судьбой, которая волнует и сегодня. Здесь есть история любви и страсти, подлинная трагедия девушки, которая была достойна большего. В пьесе есть, что играть. Конечно, проходит время и каждый новый постановщик создает новую интерпретацию и расставляет свои акценты, главное, чтобы не оставляли равнодушными зрителя.

 Николаев сразу же заявляет  жанр своей версии, перед нами – мелодрама.  Это, в первую очередь, именно история, драма горькой любви прекрасной девушки, которая мечтала о ней, но жизнь обманула ее. Но «Бесприданница» - мелодрама и по форме, по атмосфере, по настроению, спектакль красивый, стильный, и это ощущение рождается из контекста и многих деталей, которые предлагают постановщики и соавторы, режиссер и сценограф. Это и белый  цвет, превалирующий в спектакле, и летящие качели, на которых появляется впервые Лариса, и сочные  спелые яблоки, которые тоже почти «играют» и зримо говорят нам, что жизнь–то прекрасна и удивительна.

Одним из безмолвных героев  спектакля совсем неожиданно становится контрабас, настоящий, и это тоже, конечно, символ, метафора. На сцене своей жизнью живут и гитара и пианино, и старинный граммофон, они – музыка спектакля. Контрабас – душа и мечта Ларисы, нелепая, неосуществимая, героиня то бережно гладит гриф, то припрятывает бережно инструмент в белоснежный шкаф, в финале же уже Карандышев на наших глазах уже как бы хоронит этот самый контрабас. Может быть уж слишком, пожалуй, назойливо, но оригинально, это уж точно!

«Бесприданница» - спектакль, сделанный с любовью и уважением к замыслу драматурга и с пониманием духовного мира героев пьесы. А сейчас ведь часто перелицовывают, не задумываясь, и при этом искажают суть, а когда еще за это берутся не очень одаренные люди, беда…

Перед нами случай обратный. Режиссер тщательно и глубоко разработал сценический рисунок и отдача не заставила себя ждать. В спектакле, редкий случай, практически нет ролей неудачных. Назовем и Мокея Парменыча Кнурова – Геннадия  Ильина и Васю Вожеватова – Максима Цыганкова. Живые люди, тоже со своей судьбой, по–своему они даже любят Ларису, но уж так, как умеют, как могут… Мы запомним Робинзона – маленького провинциального актера, завезенного, как вещь Паратовым к себе для развлечения. Робинзон – лучшая роль Владимира Скрябина, ярко, остро и содержательно, но запоминаются и совсем вроде бы маленькие роли, например, слуга Иван – Алексей Перов, и это тоже важно и ценно.

Сложнее с главными  героями. Хотя может быть это и имеет свое объяснение. Спектакль только начал свою жизнь и ему надо как бы «пропитаться» соками, набрать свое дыхание. Мне кажется Инга Матис, актриса глубокая и не ординарная, еще открывает свою Ларису, она уже и сегодня, конечно, другая, а понять, по–настоящему, какая, мы, наверно, сможем, где–то на спектакле, может быть, десятом… Актриса может, ее потенциал читается, безусловно, в него веришь.

Не знаю примут ли зрители таких Паратова, как Вячеслав Соловеченко и Карандышева – Ивана Шмакова. Характеры сложные, а если до этого у зрителей были впечатления, скажем только от  этих же образов только в киноверсиях, совсем сложно  увидеть совсем другое. Я думаю, здесь еще актеры тоже на пути открытия и поиска. В спектакле есть, в целом, недостатки темпа и ритма, пьеса–то длинная, есть откровенные провалы по звуку. И все–таки, это выглядит частностями, а спектакль, в целом, говорит о потенциале театра и его возможностях, провинциальность меряется не местом, «Бесприданница» это отлично доказывает.

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                            05.02.2013г.

                                                                                                                                                                     Алла Лапина