Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Черная курица или Подземные жители", М. Лупанова

Премьера этого спектакля состоялась 4 октября 2015 года. Спустя почти месяц (1 ноября) мы посмотрели его и впечатления были следующие. Прежде всего, это первая постановка театра, которая предназначается для детей с 7 лет (предыдущие были рассчитаны на меньшую возрастную группу). Учитывая непростой для восприятия материал (сказочная повесть А. Погорельского написана в 1829 году, а значит некоторые реалии того времени могут быть попросту непонятны современным детям, да и психологические вопросы, которые решает маленький герой, весьма серьезные), режиссер Павел Овсянников так построил повествование, что на протяжении 55 минут маленькие зрители (а большинство были все-таки до 7 лет) с интересом следили за происходящим на сцене. Почему?

Любая сказка поражает неожиданностью происходящего. Здесь же удивлял не только ход событий, но и средства, которыми их изображали (художник-постановщик Елена Лисина). В спектакле задействованы марионетки (главный герой Алеша, курицы, совсем маленькие подземные жители, достаточно большие мыши), «живые» актеры (Учитель, Кухарка, другие люди), кукла-перчатка (голова старухи в чепце), ростовые куклы (огромные Рыцари), форфоровые игрушки размером с большую вазу (Кот, Китайский болванчик). Все они по масштабам абсолютно разные и их чередование или сосуществование на сцене ставит героя каждый раз в какие-то новые условия, к которым надо приспосабливаться (то он на равных, то он крохотный, то большой – все время в сравнении с кем-то). Представленное здесь двоемирие, судя по костюмам, было обозначено двумя эпохами – XVIII века (реальный мир) и условного Средневековья (подземный мир). Атмосфера создавалась с помощью не только света и музыки, но и тетра теней (родители Алеши, мыши), видеопроекций (показ времен года, переходы Алеши в подземное государство). При таком изобилии различных средств была опасность впасть в эклектику. Но «коктейль» оказался так удачно замешан, каждый из его «ингредиентов» был настолько пропорционально точен (в меру), что ощущался и «вкус» каждого из них, и общее сложное, очень гармоничное «послевкусие» от спектакля.

Важно, что в спектакле внятно изложен сюжет и дикционно четко произносимые слова были слышны на самых последних рядах. Порадовало отсутствие наигранной «детской» интонации у Алеши (Наталья Бурдина). Впечатлил яркий образ Кухарки (з. а. РФ Наталья Булдакова) – пожилой немки, которая представ перед нами сначала в виде бездушной и даже жестокой тетки, благодаря доброму мальчику, становится бескорыстной и сочувствующей. Понравился и Учитель – «строгий, но справедливый» и вполне доброжелательный. Даже такой стрессовый эпизод, как «наказание за преступление» Алеши (розги за обман) показан корректно, «без страстей», как абсолютно вынужденное мероприятие (Учитель весьма сожалел, что это приходится делать). Все «страшилки» в спектакле сделаны эффектно, современными средствами, но не жутко. И это хорошо, потому что задача была не страх вызвать, а преодолеть этот страх с тем, чтобы прийти к цели. Акцент ведь больше делается на том, что главного героя, любят, уважают и Чернушка, и учитель, и все окружающие, несмотря на его проступок (который, скорее, досадное исключение). Но в спектакле постоянно присутствует грустная интонация (родители мальчика так и не появляются) – это подчеркивается и музыкой, которая, к слову, здесь по-хорошему иллюстративна (композитор Наталья Осинцева). Грустный вальсок (тоска мальчика по родным), забавный маршик курочек, менуэт (далекие от настоящего подземные жители), нечто сюррное во время переходов во сне из одной реальности в другую и т.д. Что касается света, он тоже был очень разнообразен, но показалось, что не хватало контраста между реальностью и подземным миром – осталось ощущение о спектакле, как о темном, «дневного» света в нем явно не хватило. Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств постановки и, думается, она будет интересна не только детям, но и их родителям.

 

01.11.2015г.

Мария Лупанова