Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Черная курица или Подземные жители", Н.М. Решетникова

       «ЧЕРНАЯ КУРИЦА ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

   (по сказочной повести А.Погорельского)

     «Черная курица» - одно из самых популярных произведений назидательной литературы  первой четверти19 века – благополучно пережило свое время и активно читается, экранизируется и  ставится  по сей день, уже в веке 21ом. Причина понятна. Сказочная история  написана  хорошим  литературным языком, посвящалась писателем  знакомому ребенку , который вступал в сложную  подростковую пору . Совсем юный герой впервые  входит  в  серьезный контакт ( один на один ) с миром природы и людей, встает  перед недетскими уже проблемами выбора верного поведения и поступка,  осознанного  понимания разницы между  добром о  злом.  Так или иначе подобные испытания и проблемы  касаются любого воспитателя и воспитуемого без различия времени и чинов.  К тому же, произведение  А.Погорельского  облечено  в  привлекательную сказочную и даже притчевую форму.

         Новоуральский театр осмелился на  серьезный эксперимент: он не ставил прежде больших,  философских произведений ,  адресованных  именно подросткам. Возрастной адрес определяется им здесь  как 7+.  Но можно было бы  повысить возрастную планку до «… и для взрослых » -  так поучительна эта история.

          Конечно, литературный  материал требовал сценического эквивалента , что всегда трудно сделать. Молодой актер Екатеринбургского театра кукол Андрей Овсянников взялся  выполнить  эту работу. Он же стал  режиссером – постановщиком нового спектакля  в союзе с  художницей  Еленой Лисиной из Екатеринбурга  и местным композитором Натальей Осинцевой. Театр решил продолжить ставший удачным первый опыт  сотрудничества с приглашенным  творческим тандемом.

         Переработка литературного материала  на язык театра привела  к отказу  от некоторых сюжетных линий, проясняющих  историю и мотивы поступков героев( линия родителей; старушек-соседок; указание  на главного героя как книгочея, увлеченного именно рыцарской литературой , и  большим фантазером, у которого путаются , порой, явь и видения и т.д.) И все же, на мой взгляд, надежды театра не были обмануты. Режиссер сумел, сократив  исходный материал ( что было необходимо и неизбежно), вычленить главное, сделать   историю  внятной, перевести , вместе с художником, в сказочный зрительный ряд.  Они вновь   используют  образные  возможности    театра кукол:   работу света ,музыки,  звуков, шумов , что создают  некую   загадочную  среду и  эмоциональную атмосферу.   Использован прием соотношений  различных масштабов артистов и кукольного мира, отчего люди выглядят великанами перед куклой Алеши, например, а жители подземного царства –крохотными даже перед главным героем. Черная курица трансформируется то в огромную птицу в сцене сражения с рыцарями, то в миниатюрного человечка с красной шапочкой - министра  Короля подземных жителей.

              Как всегда в новоуральском театре,  артисты небольшой труппы играют  сразу несколько ролей и, что важно,  и в этой работе они выступают слаженным ансамблем.  Им удается на небольшом, порой, ролевом материале создать запоминающийся образ и(или) характер. Так   в  этом спектакле прекрасно справилась с ролью кухарки- чухонки з.а.РФ Наталья Булдакова. Поначалу  она выглядит  злой, ведь она хочет зарезать и сварить  любимую подругу  главного героя Алеши  -  Черную курицу. А  она просто выполняет свою работу, т.к. должна кормить хозяев, тем более, что от черной курицы, как простодушно верит она, пользы никакой - она не несет яйца.  У актрисы  получился   убедительный характер и образ   немолодой, полной, говорящей с  искаженным   акцентом и не примитивной женщины- прислуги. Ведь именно она   в какой-то момент по-матерински гладит по голове  наказанного мальчика ,разрушая однозначность  образа. Так же серьезно, без привычной адаптации,  «кукольного» поведения и голосовых приемов, работают в живом плане Александр Семенов ( Учитель и Король), Андрей Данченко ( Черная курица) , Наталья Климентьева, Анастасия Мужайлова, Светлана Обласова( эпизоды с домашними). Удачны костюмы персонажей- они несут колорит давней эпохи,  прекрасно подобраны по цвету, а головные уборы и парики  в нужных моментах  прикрывают лица.

            Режиссер и художник давно работают вместе и понимают друг друга. Они используют в спектакле еще  кукол-марионеток ( Алеша,  жители поземного царства) , ростовые куклы, теневой театр, световые эффекты . Все это разнообразие приемов «работает»  очень точно,  что называется, по делу.  Артисты достоверно работают в приеме живого театра и как кукловоды.

            А вот кукла самого Алеши с дальних рядов выглядит блекловатой, с не прописанным, кажется, лицом. Его длинные волосы  больше напоминают девичьи  и кажутся шапочкой. Правда, коллеги, которые смотрели спектакль  с ближних рядов, не согласились с этим соображением.   Что важнее, этот герой нередко статичен. Кажется, кукла-марионетка дает больше возможностей. И все же Наталья Бурдина постаралась  передать характер своего героя. Алеша  робок поначалу, растерян и одинок ( ведь он так далек от родителей, что ему приходится часто оставаться в пансионе одному). Он спас Черную курицу от кухарки, поступив для него естественно, от доброты сердца. Но этот поступок принес ему и  как славу и благодарность, так и стал главным испытанием. Попросив у Короля подземного царства в знак благодарности за свой хороший поступок  легкой, без труда, учебы, он превратился постепенно в ленивого, заносчивого и шаловливого без меры мальчишку. Актриса убедительно передает эту разительную( в нем и с ним)  перемену. Затем , разоблаченный, он переживает стыд, боль наказания розгами и потери друзей  и самые тяжелые муки-муки совести. И вновь это другой Алеша.  Текст и работа актрисы вновь точны. И все же поступок Алеши, разгласившего тайну существования иной жизни в подземном царстве, очень серьезен. По его вине маленькие существа должны покинуть свое обжитое место. Горький итог не очень типичен для кукольного театра, старающегося зачастую уберечь  своих юных зрителей  от серьезных испытаний и переживаний. Но, решившись, театр  стал точнее в показе совсем неоднозначной реальности и,  через театральную игру, определенным предупреждением  важности и  цены наших поступков, начиная  с  детства и до взрослой жизни. Об опасности детского одиночества, в том числе.

              Как и сама повесть-сказка, спектакль не легкомысленный,   при этом  разговаривает   понятным  детям языком. В спектакле много затемненных сцен и неярких красок, что  передают и тревогу, и наличие иного пространства и настроения. Возможно, с небольшим перебором. Пожалуй, стоило бы несколько раз повторить историю загадочных жителей подземного царства, напомнить их особость, как и   прояснить мотивы, почему они прячутся от людей, что позволило проявить к ним больше сочувствия (  полной внятности в данном   линии  недостает, правда, и  литературной основе). Театр попытался в зачине спектакля объяснить  что-то , но потом, за обилием событий, оставил.

              Очень хочется, чтобы новый по стилистике и тематике спектакль нашел признательного зрителя и жил долго. Убеждена, что именно здесь требуется  дополнительная специальная разъяснительная работа, начиная с программок, до предваряющего посещение спектакля  общения с педагогами и родителями. Именно потому, что это первый опыт такого рода .И опыт драгоценный.

Наталья Решетникова

ноябрь 2015 года