Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Деньги на бочку", Н.Г. Щербакова

Пьеса советских комедиографов Б. Рацера и В. Константинова «Диоген» вновь обретает популярность благодаря афористичному тексту: каждая вторая реплика вызывает гомерическую реакцию зала. Легкая форма подачи воскрешает в памяти лучшие образцы советской оперетты восьмидесятых годов. Сюжет полон антитезами, непреходящими во все времена: богатство и нищета, благородство и продажность, доверие и обман. Коллизия наживы переплетается с любовной темой. Вокруг Диогена толпятся манипуляторы, извлекающие выгоду из каждого жеста натурфилософа. Проповедь нестяжания и опрощения в эпоху всеобщего потребления кажется абсурдной. Поиски человека среди толпы актуальны как никогда.

Постановка Вячеслава Добровольского предлагает публике диалог, поддержанный качественным художественным решением. Грамотный режиссерский разбор, выстроенный событийный ряд, помогающий артистам развиваться внутри роли, мягкое интонирование, экономное образное решение (художник-постановщик Михаил Кангин), световая партитура – выразительная, несмотря на небогатые технические возможности сцены, острое чувство жанра, смыслообразующая музыкальная драматургия, лирическая атмосфера спектакля, – налицо все признаки крепкой профессиональной работы.

Философская притча удачно разошлась на труппе. Спектакль малонаселен и несуетен, дает шанс разглядеть каждого персонажа. Интересны комические казусы, происходящие, правда, не со всеми героями. Режиссерская ирония поддержана исполнительским составом не полностью, однако структура спектакля содержит тенденцию приращения смыслов в актерском существовании. 

Диоген Бориса Гинзбурга соединяет благородную простоту киника с лукавством наивного ребенка. Его мать Дорида в исполнении Светланы Вялковой заземляет репризный юмор на уральскую почву, одаривая зал радостью узнавания. Молодые актеры Тимофей Назаров и Виктория Логинова трогательны в ролях юных любовников Креонта и Милены, кроме того, Назаров интересно раскрывается как подающий надежды резонер. Архонт Фемистокл в исполнении Сергея Тушова пластической статью и ловкой мимикрией пробуждает ассоциации с демократами всех мастей. Блистательная гетера Флорамия в исполнении Ксении Скворцовой украшает спектакль во всех смыслах: не только ироничным дефиле в образе «золотого тельца», но и парадоксальным преображением куртизанки в блаженную; влюбленность в Диогена играется внешними средствами, что отражает режиссерское видение. Ирина Шипулина пока несколько однообразна и скована в роли жены Диогена Памфилы. Корпулентный лавочник Антиох (Вячеслав Анчугин) привносит в действие карнавальный дух средиземноморской торговой площади, пробуждающий желание отшлифовать его лысину до сияния, явленного на портрете в программке. Четверо молодых людей – слуги сцены, они же граждане Синопа, – организуют пространство и время, меняют бутафорские светила на небосклоне и жилища Диогена во дворе. Они хороши уже тем, что не выпячиваются, а скромно и точно работают в интермедиях, поддерживающих поэтическую атмосферу действия. Хотя до уровня кинто из товстоноговской «Ханумы» им еще расти и расти.

Спектакль идет в неспешном темпе, без страстных эскапад и резких рывков, почти не давая публике скучать и не размениваясь на лобовые шутки. Пьеса самоигральна, к финалу клубок перипетий нарастает, как снежный ком, и зрителю уже некогда придираться к качеству актерского исполнения, он занят разоблачениями нахлебников Диогена.  В кульминационный момент постановщик дарит герою эффектную мизансцену – жест, вынесенный в заглавие: «Деньги на бочку!» (еще не «гоп-стоп!», но где-то рядом). Юмор и пафос смешиваются. Борис Гинзбург неожиданно раскрывает в своем герое величавость и достоинство. Возникает интересная трактовка: благородный киник до поры до времени выглядит клоуном и эгоистом, а простые обыватели, мечтающие об улучшении качества жизни (пусть и ценой обмана ближнего) вызывают сочувствие. Но в финале к зрителю выходит лишь верный своим убеждениям Диоген, оставляя за спиной древнегреческие руины с прохиндеями-родственниками. Казалось бы, откровенно советский ход: философ шагает в вечность и попадает к современникам, в которых обретает союзников. Но так ли это? Ведь в притче истина где-то посередине, и каждый волен истолковать ее по-своему.

Довершает общее приятное впечатление стильная программка, в которой, к сожалению, видно отсутствие корректорской правки. В целом спектакль «Деньги на бочку!» представляется хорошей возможностью для возвращения в зал Ирбитского театра взыскательного думающего зрителя.

Наталия Щербакова

21.04.2017.