"Дюймовочка", Н.А. Подкорытова
Рецензия на спектакль «Дюймовочка»,
Нижнетагильского драматического театра им. Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Очень красивое – красочное, пластичное, музыкальное, фантазийное – зрелище, которое способно составить красивую для глаза картинку. Выразительные яркие декорации, прекрасные костюмы, хороший ход – с ростовыми фигурами, которые нечто среднее между артистом и ростовой куклой: отличная работа и художника, и артистов, которые умудрялись быть не просто узнаваемой условностью. Особенно прекрасна пара Мышь и Крот, которые нашли характерные движения рук, походки, манеру держать голову. Интересно наблюдать за ними. Фактура самой Дюймовочки (Екатерина Борисенкова) дает основание предполагать, что в других предлагаемых обстоятельствах она смогла бы сыграть совсем другую историю крохотной девочки.
Даже если первоначально спектакль существовал в формате новогодней интермедии, в нем должен быть хоть какой-то смысл, любая сказка ценна своей моралью. Ключевой эпизод первоисточника – спасение ласточки, и попадание в царство эльфов как награда свыше за добро и милосердие страдающей Дюймовочки. Это, наверное, и есть суть андерсеновской сказки. Тагильская Дюймовочка с рождения нацелена на удачное замужество, что становится центральной и единственной темой спектакля. Само по себе стремление неплохо, но вряд ли оно должно быть центробежным в детском спектакле, оставляя за кадром другие ценности человеческой жизни . При всех достоинствах артистов-кукол, самый неудачным оказалась фигура ласточки, которая напоминала бесформенную кучку хлама, потому, очевидно, и спасать было нечего. Дюймовочка, несмотря на то, что она - единственный персонаж с человеческим лицом, более похожа на мультяшную куклу с распахнутыми глазами и покачивающейся головкой. А абсолютно картонный Принц Клеменс явно проигрывает обаятельному и обольстительному Кроту.
Жаль, но то, что получилось в Нижнем Тагиле показывать детям можно только с тем условием, что все происходящее на сцене не будут называть театром.
Наталья Подкорытова