Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Фантазия", Н.Г. Щербакова

«Фантазия» – авторский «проект для самых маленьких» режиссера Артура Мафенбайера и художника Марины Демидович, продолжающий серию представлений в жанре «baby-room», начатую спектаклем «Фигуры».

 Адресный срез определен слишком широко – от 0+, что само по себе вызывает вопросы, ведь в ранний период жизни психика ребенка меняется помесячно, младенец до года и трехлетний говорящий и действующий субъект – люди с разных планет. Тем не менее «возрастная категория является только рекомендуемой для посещения наших спектаклей, но не является ограничением», как сообщается на сайте. Других театров, делающих спектакли для маленьких детей, в Серове нет, кукольный театр находится в соседнем Краснотурьинске и приезжает не часто, поэтому желание «чеховцев» занять пустующую нишу на рынке развлекательных услуг вполне оправдано. На «Фантазию» приходят целыми семьями родители с разновозрастными детьми, много старше младенческого и совсем малютками, потому что семейное приобщение к театру составляет основную ценность и цель спектакля. Художественный и культуртрегерский результат одинаково важен для театра.

Действие разворачивается в малом пространстве Елизаветинского зала – специально оборудованного для камерных спектаклей помещения, в котором игровая площадка расположена ниже уровня зрительской трибуны. В детских спектаклях маленьким зрителям отводится просцениум, устланный подушками, где мамы устраиваются в положении «риз», а карапузы беспрепятственно топают по игровому ковру, хватая все, что попадется под руки и ноги. Единственное условие – сменная обувь или босиком – соблюдается родителями беспрекословно (ну, почти!): сказывается двухлетний опыт посещения baby-театра. Встречаются зрители-рецидивисты, приводящие отпрысков на спектакль неоднократно и в разных сочетаниях с братьями, сестрами и знакомыми. Главное содержание рождается на границе сцены и зала, и оно всякий раз видоизменяется, чутко реагируя на состав публики.

Перед началом представления к зрителям обращается празднично одетая Ведущая (актриса Татьяна Лоренс) с небольшим спичем о правилах поведения во время спектакля. Тьюторы не предусмотрены, поэтому вся надежда на сознательность и такт родителей, которым ясно дают понять, что поведение детей по-прежнему их зона ответственности. С одной стороны, это несколько сковывает публику, с другой, обеспечивает исполнителям возможность контроля над залом. И все равно, каждый выход на площадку к маленьким детям напоминает прыжок с моста.

«Фантазия» – моноспектакль двух молодых актрис, Елены Федоровой и Екатерины Родиной, играющих его попеременно. Нам довелось посмотреть в роли Фантазии на игру Екатерины Родиной.

Действие начинается загодя, на входе в Елизаветинский зал. Разуваясь, зритель получает программку с изображением нарисованной девочки Фантазии, гуляющей по разноцветному лугу. Ее силуэт зрители видят на экране теневого театра, расположенного в центре белоснежной игровой площадки. Пока малыши осваивают пространство, тень Фантазии вытворяет всякие странности со своими руками и головой, то пряча их, то отращивая заново. Когда публика поуспокоится, Фантазия просачивается из-за экрана: нога, рука, а потом, глядишь, и голова с двумя хвостиками высовывается в прорезь супера и подмигивает залу; наконец, убедившись во всеобщем внимании, Фантазия выныривает целиком. Малолетний шкет, застигнутый врасплох рядом с Фантазией, застывает в немой позе, стараясь мимикрировать под одежду сцены. Актриса делает вид, что ничего не заметила, дав возможность нарушителю порядка вернуться на мамины колени, не потеряв лица. Нам повезло, никто не проронил ни слезинки.

Спектакль идет с минимумом текста. Девчушка Фантазия выражает свое восхищение окружающим миром и собравшимся обществом исключительно пантомимическими жестами, вздохами и междометиями. Темп действия largo, движение сюжета линейно, каждая перемена подготовлена назревшим зрительским интересом. Собственно, фабула спектакля – оживление рисунка программки. Сначала картинку надо нарисовать, а затем раскрасить. Цветовой спектр складывается из разноцветных солнечных зайчиков, которых героиня ловит – воображаемым сачком, удочкой, лассо – и складывает в бесконечные карманы и кармашки своего костюма, обнаруживает «окрашивающее» свойство цвета и называет его по имени. Расцветив себя и полянку с солнышком, облаком, бабочкой, стрекозой и огромным, в человеческий рост, цветком, Фантазия приступает к химическому опыту с красителями, обставленному в виде фокуса. Семь стаканов, наполненных водой, хаотично окрашиваются в разные цвета, чтобы в завершение сюжета выстроиться в озвученном порядке известной считалочки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Отсутствующий в рисунке красный объект дополняется появлением огромной божьей коровки, венчающей чашечку цветка. Чудо радуги получает визуальное и вербальное обоснование, маленький зритель узнает новую информацию, поданную в ненавязчивой игровой манере.

Время действия тридцать минут, впрочем, столько высидеть может не всякий ребенок. Мамочки строго соблюдают этикет, успокаивают испугавшихся и будят уснувших. Но тем и прекрасно вечно живое искусство театра, что момент сиюминутности никто не отменял и в каждом представлении возникают новые вводные обстоятельства. Вид цветных стаканов возбуждает бешеный интерес у едва научившихся ходить, дети скопом бросаются на сцену. Надо отдать должное находчивости актрисы: не выходя из образа восторженной девочки, Екатерина Родина легко и непринужденно берет на руки надрыжную двухлетнюю зрительницу и носит ее по площадке, знакомя со всеми сценическим объектами. А как быть, если с девчушкой пришел папа!? Хорошо еще, что его самого не пришлось таскать на руках.

Спектакль не претендует на открытие новых форм, он традиционен, тем и хорош, как прививка зрительской культуры. Вероятно, многое в его содержании зависит от актерской индивидуальности исполнительницы, от разнообразия оценок и нюансов способа общения с залом. Версия Екатерины Родиной привлекает спокойной элегической интонацией, мягкой манерой и материнским отношением к зрителю.

Наталия Щербакова

27.11 2016