"Женитьба Бальзаминова", Г.А. Брандт
Спектакль «Женитьба Бальзаминова».
Спектакль «Женитьба Бальзаминова» Первоуральского театра драмы и комедии решен в остро-комедийном, даже эксцентрическом ключе. Знаменитая комедия А. Островского, конечно, дает для этого определенные основания. Однако здесь есть две опасности – это, во-первых, за комедийностью образов (и прежде всего – самого главного героя) не разглядеть ту глубинную драматическую подоплеку, которая и составляет смысловой объем отношения автора к «маленькому человеку». А во-вторых, эксцентричность в применении к «чтению» классической драматургии требует с необходимостью отточенное чувство вкуса.
Не могу сказать, что театр сумел избежать этих опасностей. Авторы спектакля очень озабочены тем, чтобы постоянно «смешить» своего зрителя. Это сказывается и в выборе костюмов героев, их походке, жестах, интонациях, в разгульной цыганской музыке, что становится рефреном спектакля, наконец, в регулярном появлении на сцене так называемого «оркестра», состоящего из трех странных мужских персонажей, в длинных полосатых трусах, поющих шлягеры позднесоветской эпохи.
Центром спектакля становится герой Олега Кушнарева – Бальзаминов. Это, конечно, не удивительно, и актер демонстрирует хорошее комическое дарование, энергетику, своеобразное обаяние. Но удивительно, что перед нами оказывается существо не просто из разряда «маленьких людей», а едва ли не психически-болезненное, над патологическими отклонениями которого можно, конечно, посмеяться, учитывая, что это происходит «на театре», а не в жизни. Однако, вряд ли можно назвать такое театральное времяпровождение самым продуктивным и вообще имеющим смысл.
В спектакле много хороших актерских работ – Бальзаминова Натальи Катаевой, Красавина Елены Перелыгиной, Анфиса и Раиса Анастасии Мурайкиной и Алены Божко, Белотеловой Ольги Саввиди, адекватно работающих в трудном жанре эксцентрики. Но в целом, все же остается впечатление, что вместе с водой театр нередко выплескивает и ребёнка, т.к. смех ради смеха – не может все же служить достаточным поводом для обращения к драматургии столь высокого уровня.
Изобразительное решение спектакля также оставляет много вопросов.
Галина Брандт.
29.10.2013