Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Женитьба Бальзаминова", Ю.К. Матафонова

ОТЗЫВ

  о спектакле Первоуральского театра драмы и комедии   

 «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского.

         В последние несколько десятилетий второе рождение получили более поздние пьесы А.Н. Островского. Те, в которых красной нитью проходит тема власти денег и их разлагающего влияния на души людей.

         «Женитьбу Бальзаминова», относящуюся к первоначальному периоду творчества драматурга, или, во всяком случае, к периоду рубежному, традиционно не относили к числу актуально звучащих произведений. В ней ценили в первую очередь блестяще  выстроенную интригу, свойственные Островскому сочность языка и характеров.

         Первоуральский театр, по всему судя, выдвинул на первый план именно актуальность, хоть и понял ее  прямолинейно. В спектакле особо подчеркнуты предъявляемые Бальзаминовым претензии к жизни: он горько жалуется, что, мол, кому-то же достаются богатые невесты, а ему не везет. И если в начале спектакля в разговоре с матерью (арт. Наталья Катаева) этот Бальзаминов предстает робким, нелепым молодым человеком, то по мере развития действия матереет во зле, идет напролом.

         У Первоуральского театра были все основания взять в репертуар именно эту пьесу, так как в труппе есть органичный и выразительный комедийный актер Олег Кушнарев, исполнитель центральной роли. Хотя образ Бальзаминова мог бы быть многогранней, а значит и интересней, если бы театр не оставил за кадром тему «маленького человека» в жестоком, циничном мире. Именно эта диалектичность образа в свое время привлекла к нему внимание Федора Достоевского. Однако замысел режиссера Вадима Белоконя был иным. Он отверг все нюансы и показал нам комедию-фарс, играемую, как видно, с целью любыми средствами вызвать смех в зале. То есть спектакль развлекательный.

         Вот только способы, которыми этот смех вызывается, лежат за гранью хорошего вкуса. Исключительно внешними средствами, эксцентрической пластикой решен образ Чебакова (арт. Дмитрий Плохов).

         В еще большей степени ощущается такой подход в обрисовке купчихи Белотеловой. Она из знакомой у Островского серии богатых вдов — вожделенной добычи

искателей легкой жизни. Подчас драматург  не щадит при их обрисовке сатирических красок (исключение — Юлия Тугина из «Последней жертвы»). Но не до такой же степени!

         Исполнительница роли Белотеловой Ольга Саввиди — женщина не худенькая, но весьма  симпатичная. На сцене же  (с помощью бесформенной широкой одежды и соответствующей пластики) она превращена в бесформенную груду жира на толстенных раскоряченных ногах-тумбах, что должно, видимо, вызвать особенно звонкий зрительский смех. Не говорю о карикатурно-патологической тяге этой глупой, раскормленной бабы к мужчинам, которых она готова купить, не постоявши за ценой.

          К параду безвкусицы надо добавить и Химку (Ания Хабарова), бегающую по сцене с негнущейся ногой (в гипсе?) и  с головой, обмотанной бинтами.

           Почему при этом надо еще одевать часть женщин не в платья, а в какие-то замызганные пижамы, заставлять появляться на сцене в грубых мужских сапогах  и так далее? Тоже для смеху?

            Я привела лишь несколько примеров, но думаю, и их достаточно, чтобы усомниться в профессионализме показанного представления. К сказанному можно добавить  низкий уровень декораций, хотя, если судить по программке, этой работой были заняты сразу три человека (сам режиссер и Т. Коробова, О. Поторочина). В оформлении отсутствует образное начало, низок уровень  его выполнения.

            Критик не имеет права подсказывать режиссеру, как именно ставить пьесу. Поставить «Женитьбу Бальзаминова» как комедию-фарс, эксцентрическую комедию, конечно,   было возможно, но этот вариант требовал особой легкости,  изящества, чувства формы, которых у первоуральцев как раз и нет.

            Спектакль дает  театру серьезный  повод задуматься о своей ответственности перед зрителем. Тем более, что творческий потенциал у труппы, безусловно, имеется.

 

                     Ю.К. Матафонова