Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Женитьба", Н.М. Решетникова

         Гоголевскую « Женитьбу » с непривычной добавкой в названии   поставил  на тагильской сцене главный режиссер Серовского драматического  театра имени А.Чехова  Петр Незлученко. Стремление его к поиску современного языка в решении произведений классики и  любовь к использованию мультимедиа  общеизвестны. Эти «фирменные» черты в полной мере были проявлены и в этой постановке. Надо сказать, не без сопротивления доли  зрителей-тагильчан :  новая эстетика и сценические формы ( так было и в случае со спектаклями Татьяны Захаровой)  пока трудно приживаются  в старом театре и часть зрителей покидает спектакль . Бывает,  постановки дают на то основание, но это не значит, что « с водой надо выплескивать и ребенка ».  

      Режиссер стремился найти  резонанс гоголевской комедии с днем сегодняшним   и  постарался открыть пьесу современным ключом.  И  во многом, надо признать, преуспел. Он транспонировал больную проблему компьютерной и гаджетовой зависимости нынешних людей на проблему личных человеческих отношений и важнейших  и вечных  среди них  – любви, женитьбы, продолжения рода человеческого. Как?

        Главный персонаж  пьесы, засидевшийся в холостяках  чиновник Подколесин (С.Зырянов)  в спектакле  человек не юный, но, похоже, всерьез увлекшийся новой игрушкой- интернетом и соц.сетями. Он получает от виртуального общения видимое удовольствие ( все оттенки его эмоций передает и укрупняет экран (в  течение всего спектакля работает веб.камера в режиме он-лайн.) Периодически гоголевские ситуации и текст, благодаря  современным техническим способам  проявления , « укладываются» вполне  удачно , сатирически или иронично переводя вербальное в  визуальное. Например, уговаривающий  Подколесина жениться  Кочкарев , соблазняет его возможным появлением на свет маленьких  « экспедиторчонков », что будут все на отца похожи, – и на экране  появляются  вариации предполагаемой внешности этих  деток –остроумная и уместная придумка.  Наиболее удачная из них - «объяснение » Подколесина и Агафьи Тихоновны через смс. Таким образом  , робость героя трактуется шире- это еще и отвычка общаться в реальности  вообще и  даже ( что можно почувствовать) ослабление постепенное  гендерных признаков ( здесь- мужского начала).

            Но такие примеры все же единичны и хороши как некий  возможный аттракцион ,однако постоянное присутствие еще одного визуального объекта ( экрана ) не только рассеивает внимание и физически утомляет, но кажется  лишним. Все равно лучшие сцены те, где внимание держит артист без дополнительных  «подпорок».

           Фантазия и аллюзийный ряд заводят режиссера в тупики - так остаются банальной шуткой  «брежневские брови »  у  жениха по фамилии Яичница ( потому что  просто чиновник- экзекутор?). Никуда не развивается и остается на подобном лобово-иллюстративном уровне придумка с теткой( Н.Саловская) , одетой в полицейскую униформу ( потому что сторожит племянницу? И только- то?) Такое «осовременивание » уже  на грани  вкуса. Апофеоз подобного рода затей  - длинная сцена, где женихи сидят в кабинках одного общего туалета и знакомятся, и общаются через его перегородки. В первые секунды забавно, потом - неловко и , главное, ничего не дает ни уму , ни сердцу : если имелся в виду их страх до « медвежьей » болезни, то опять хочется спросить: « и только то?».

            Между тем, спектакль «Женитьба » позволил проявиться ( и необычно) нескольким актерам. Интересна Сваха (  Е.Захарова) -   живой, не прямолинейно-комичный  персонаж со своей правдой и историей. Необычно  ярким и запоминающимся персонажем , человеком с судьбой, характером и обаянием предстал здесь отставной капитан Жевакин в исполнении Юрия Сысоева. Этот актер, набирая мастерства, радует разнообразием творческих возможностей и постоянным расширением своего диапазона.

         И наоборот- гораздо более блеклым предстал здесь  невнятной ориентации Анучкин (А.Швендых) ,  более однозначным- Яичница (Д.Самсонов).   Можно посетовать, что недопроявленность коснулась   даже трактовки роли Агафьи Тихоновны(Л.Смирнова ) и  Кочкарева  ( И.Булыгин ).  Роль последнего всегда была в театре одной из самых выигрышных. Здесь же характер, мотивы, что движут героем  ,его темперамент и абсурдность поступков  остались  по большей части на уровне блистательного гоголевского текста . А к судьбе Агафьи Тихоновны эмоционально подключаешься лишь однажды, почти в финале, когда она появляется в коконе  кружев блестяще придуманного художником  А.Унесихиным  подвенечного платья. В этом прочиталась  ее чистота и наивность и,  в гипертрофированно-образном обличье,  мечта о женском и материнском счастье. Одно мгновение, смогшее вызвать целый ассоциативный ряд , - вот бы всему спектаклю подобный объем !

              Огорчительно, потому что потенциал всех названных  исполнителей очевиден и позволял достичь более значимого результата.

            И все же, не соглашаясь, досадуя, критикуя , понимаешь, что увиденное невозможно отнести к неудачам. В спектакле П.Незлученко есть ощущение свежести и динамики.  И сама практика приглашения режиссеров -  хороших и разных - полезна   театру , иногда независимо от результата. Это позволяет  не застаиваться театральной крови.

Наталья Решетникова