Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Женитьба", Н.М. Решетникова

            Поставили спектакль Людмила Матис и художник из Санкт- Петербурга Ольга Горячева. Жанр его определили как  «авантюра в 2х действиях». В аннотации  к спектаклю  упоминается о «современной умной и деловой женщине, что ищет и не может найти соответствующего мужчину, а он в это время в поисках слабой, нежной подруги. На помощь им приходит  брачное агентство ( во времена  Гоголя – сваха)».Что ж, пьеса эта претерпела уже  такое количество трактовок, почему же не такая? Вся проблема только в том, чтобы  художественно  доказать ее возможность и убедить в этом зрителя.

          Вот тут начинаются проблемы.   Первое  удивление- оформление спектакля.  Три металлические белые конструкции- арки с перекрестьями и металлическими же цветками  в качестве  декора. С них позже спустятся белые  экраны. Сначала женихи будут появляться за ними  и застывать  в разных позах темными силуэтами и лишь потом выходить на авансцену  живыми персонажами .Теневой эффект  напоминает старинные иллюстрации. Дополняют арки два  простых  стола и несколько стульев. Они располагаются по разным краям сцены , что и служит  обозначением мест действия : дом Подколесина и дом Агафьи Тихоновны.

           Купирование текста, перестановки в последовательности эпизодов, замена слуги на кухарку - все это  кажется допустимым , как и распределение ролей, когда Подколесина и Кочкарева играют артисты молодые, а Агафья Тихоновна смотрится более зрелой барышней несколько ученого вида. Довольно молода и сваха . Пожалуй на этом основные переделки заканчиваются. И, увы, не развиваются в твердую и последовательную концепцию.

             Вполне понятное желание режиссера вложить некий новый смысл в современную трактовку   натолкнулось на абсолютно логичную и убедительно обоснованную во всех молекулах конструкцию гоголевской « «Женитьбы».  В результате блестящий текст пьесы делает свое дело - « играет», когда артисты не доигрывают, делают  сюжет в целом понятным для зрителя. Но психологического объема спектаклю недостает.
             В работе  заняты ведущие актеры труппы и она доставляет им несомненное удовольствие. Только каждый из них , лишенный точной задачи и цели, понимает образ и доносит его по-своему, т.е. кто как хочет и может. Что касается женихов, то более  глубоким ,  не без драматизма получился у Г.Ильина образ экзекутора Яичницы. Артист не играет лишь расчетливого  корыстолюбца. В его герое чувствуются и комплексы, и искреннее огорчение немолодого уже человека от  неудавшейся женитьбы - жаль времени, его у него не так много - прочитывается у героя Г.Ильина. В жанре яркой клоунады  создает образ Жевакина з.а.РФ Е.Белоногов У него это потрепанный ,самовлюбленный и недалекий фат и балабол. Зрители хохочут, т.к. артист  придумывает много на самом деле смешных штук. Чистый шарж удается артисту. Другого как бы и не предполагается. Похож на прилизанного семинариста в коротких брючках  Анучкин в исполнении В.Скрябина. Он вполне достоверно передает нелепость притязаний своего персонажа  к невесте, которая «непременно должна знать по-французски», его жалкие попытки быть выше, чем он есть. Правда , нет  деталей, которые говорили бы о нем, как об отставном пехотном офицере, а это могло бы дать дополнительные повороты и акценты.

              Как-то совершенно нечего сказать о ряде персонажей : одни появились зачем-то и так же исчезли , не прояснив своего присутствия в спектакле. Совершенно стертым предстал и образ Арины Пантелеймоновны в исполнении О.Морозовой. Существует в спектакле милая молодая  пара , между которой  вроде намечено юношеское влечение.  Это Дуняша, которая  здесь не девочка ,  а уже  барышня  ( П.Токмакова) и, видимо, работник в лавке Агафьи ( В.Молочков). У них несколько романтических сцен и, естественно, начинаешь искать в этом дополнительный смысл- может это противопоставление искренних чувств молодых нелепым взрослым ? Не знаю наверняка, не уверена.

            И все же носители  основной идеи в пьесе -   ее главные герои. Самая большая проблема, мне кажется,  в том, что кто такая Агафья Тихоновна , какая она, хочет ли она замуж и вообще чего она хочет ?  Из спектакля  сие ясным не становится. Опытная актриса Т.Петракова пытается следовать замыслу режиссера  и играть женщину не слабую. Тогда текст  вступает в противоречие с ее поведением. Обмороки, дрожанье, волнение, стыдливость, о которых говорится, не « монтируются » как-то с ровным и даже безучастным иногда существованием героини.  В финале актриса , сняв подвенечный наряд и оставшись в белой рубашке, вдруг (для этого спектакля, разумеется ) застывает в драматической позе. Между тем, ничто не предвещало подобной реакции. Опять Гоголь « победил ».

             Режиссер  несомненно понимает, что если нет живого человека , то и следить не за чем. И  поскольку  именно вокруг героини  закручена вся интрига и явлен  нравственный посыл гоголевской « Женитьбы» , то становится очевидно   умозрительным  заявленное в аннотации к спектаклю .

              Не порадовал на сей раз Максим Цыганков в роли Кочкарева. Артист старается, но ему не хватает   сумасшедшей , доводящей до нелепости энергии Кочкарева , отчего замедляется и размывается темп  действия в целом.

               На уровне текста ( слава Богу, хорошего)  работа молодого артиста О.Меньшенина (  Подколесин ). И ему, похоже, сложно было искать образ в условиях не очень внятного замысла. Профессионально крепкая работа у А.Федотовой в роли свахи Феклы Ивановны.

                  Появление в афише  « Драмы номер 3» одного из лучших произведений русской классической драматургии  не может не радовать.  Но  в  данном случае  это не провал, но и  не очевидная удача .

Январь 2016 

Наталья Решетникова