"Король Лир", А.Н. Лапина
«КОРОЛЬ ЛИР»
УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА
«Король Лир» признан наряду с «Гамлетом» вершиной трагического у великого драматурга. Композиция произведения отличается смелостью, различные линии многопланового сюжета охвачены единой творческой мыслью.
По-настоящему трогает и волнует, потому что действие происходит в реальном мире, и в него не вторгаются пришельцы из царства потустороннего. Личные и семейные отношения здесь одновременно и отношения общественные. «Король Лир», по сути, история о сущности человека во все времена и его месте в жизни и в обществе. Театр, который берется за воплощение на сцене сложного и глубокого произведения не может не вызывать уважения. Театр Каменске-Уральском уже давно доказал, что может многое, хотя условия его существования далеко не самые комфортные. До сих пор нет своего дома, хотя, наконец, новое здание уже в проекте, и это радует. Но творческий коллектив выбрал для себя приоритеты Искусства, а не компромисса. Наблюдая за жизнью театра не один год, необходимо отметить, что в рабочем городе сумели вырастить, воспитать своего зрителя. На «Короле Лире» зал был полон. И слушали хорошо, заинтересованно, а ведь представляли не коммерческую комедию, а Шекспира.
«Король Лир» поставлен для одного из ведущих актеров театра, его Мастера, Народного артиста России Александра Иванова. И это справедливо. Перед нами артист, владеющий профессией. Он обаятелен, духовно внутренне незауряден. Только такие исполнители умеют вовлекать в свой мир, влюблять в искусство театра, а не в сериальный мир.
Поставила «Короля Лира» режиссер Юлия Батурина, уже имеющая «на театре» свою биографию, да, и к творчеству Шекспира Батурина уже обращалась. Режиссер этот – художник со своим голосом, своей интонацией. Ее привлекает не классический Шекспир, что вполне правомерно, а интерпретация сегодняшняя. Это можно принимать или не принимать, но согласимся с бесспорным, спектакль не скучный, легкий, изящный и яркий по форме, театральной энергетике. Группа артистов разыгрывает грустную историю человека, который страшно обманулся и которого предали дорогие ему люди.
Жанр определен так: Игра в Шекспира в двух актах. Пьеса сокращена, что естественно. В оригинале она очень длинная, и такой формат не воспринимался бы... Такова уж реальность.
Придумали лаконичную, стильную и знаковую по своей метафоричности сценографию, Батурина в спектакле и художник, костюмы исполнителей принадлежат Елене Королевой из Перми. Зримый акцент здесь занавес, словно живой из веревок – канатов, с подвешенными на них ведрами. И все это рождает атмосферу тревожности, надвигающийся бури, грядущего несчастья, и это точно по Шекспиру.
Спектакль еще только начинает свою жизнь, и ему предстоит наполняться нюансами, но о каких-то проблемах хотелось бы проговорить. Батурина – режиссер приглашенный, в театре она имеет возможность бывать только наездами и воплотить кропотливо свой замысел со всем ансамблем артистов, она просто не успевает. Да, и купюры пьесы не везде убеждают. Вдруг начинает возникать ощущение, что нам предлагают некую схему, историю про злых дочерей и про дочь хорошую, но ведь все гораздо сложнее, спектакль рвется на эпизоды, а где-то смысл происходящего и не очень понятен. Главный герой сам Лир уходит как бы в некий туман. Да, его очень жаль, но у Шекспира это фигура, куда более мощная, а на первый план выходит Глостер в исполнении Геннадия Ильина, играет он, как всегда выразительно, объемно, и все же спектакль про Лира, акценты расплываются и нас запутывают. В спектакле у некоторых исполнителей серьезные проблемы с речью, особенно это относится к молодым актерам.
Не убеждена, что абсолютно оправдано исчезновение фигуры Шута... Ведь именно Шут – внутренний голос Лира. Он любит Лира и чувствует его благородство… Слишком скромен и метраж роли Корделии одного из самых прекрасных образов Шекспира. Умной и тонкой актрисе Инге Матис играть просто нечего, и это искренне обидно.
Вот таким мы увидели «Короля Лира», и интересно, каким он будет через какое-то время.
Алла Лапина
1 ноября 2014