Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Кошкин дом", Н.Г. Щербакова

Каменск-Уральский театр «Драма № 3»

С. Я. Маршак. «Кошкин дом».

«Драма № 3», будучи единственным театром в Каменске, стремится расширять и воспитывать свою публику с малолетства. Поэтому вместо традиционного «елочного» спектакля делается попытка создать универсальный продукт для «детского зрителя». Складывая зрелище из элементов цирка, пантомимы, кукольного театра, мюзикла и анимации, режиссер В. Поцелуев петляет между вербальным сюжетом Самуила Маршака и цирковой интермедией, ставит перед артистами задачи существования в двойной образности театра и цирка. Однако выстроить единое действие не удается.

В зачине спектакля компания клоунов разыгрывает пантомиму a’la «Лицедеи»: ряженные в разноцветные лохмотья (художник В. Ибрагимова) трое парней и четыре девушки соревнуются в ловкости на крохотной арене. Улыбчивая гимнастка в белой матроске (костюмы из подбора? уж очень напоминает «Заповедник») делает колесо смелее прочих, но ее оттирает розовая дамочка с накладными формами. Гимнастка в знак протеста прячется в чемодане. Факир-силач поднимает нагруженную воздушными шарами штангу, приглашая зрителей аплодировать. Комплимент следует за комплиментом, публику приучают хлопать по указке. Между тем, на пятой минуте получасового спектакля к сюжету еще не приступали.

Наконец, под саундтрек из «Амели» обидчивая гимнастка выбирается из чемодана и представляется Кошкой (М. Зворыгина), после чего все обретают дар речи и дружно (по реплике на семь голосов) зачитывают первую сцену сказки, извлекая из чемодана детали кукольного домика. Постановщик пробует связать элементы циркового представления и театральную игру с предметом: из чемодана фокусника появляются игрушечный рояль и крошечная мебель кошкиного дома (где ты,  Барби?).

Смазанным получилось первое событие спектакля: выход кошкиных племянников осмеивают по очереди все клоуны; они прыгают на корточках и пищат, делая ушки «домиком». (Не уверена, что малолетние зрители понимают в этот момент, кто перед ними, да и не каждая мамочка в состоянии объяснить своему чаду происходящее).

Далее клоуны превращаются в героев сказки. Зрителю предлагается найти сходство в костюме и характере: розовая толстуха логичным образом преображается в Свинью (А. Мальцева), простушка с гирляндой белых шаров – в Курицу (О. Морозова), факир-штангист – в вышибалу-дворника Василия (А. Калистратов), арлекин в рыжем парике – в Петуха (М. Цыганков). Козлоногой паре (Т. Петракова и Д. Меньшенин) приходится поверить на слово, как многому в спектакле.

О цирке напоминают мизансценические находки и трюки: трапеция, на которой качается Кошка, обруч для дрессированного горниста-Петуха; гимнастическая пирамида поросят в свинарнике. Сцена в козлятнике решена в бытовой стилистике, Коза (Т. Петракова) точно передает характер вредной жены, но циркового эквивалента не найдено.

Таинственное появление огня предваряют манипуляции, не поддающиеся дешифровке. Отчитав назойливых племянников по телефону, Кошка в досаде отбрасывает красную трубку, которая в лапах факира-дворника-Василия превращается в шелковое полотно пожарища. Танец огня, апробированный детским театром на протяжении веков, – самое яркое визуальное впечатление спектакля. Так же выразителен трогательный образ зимы: вырезной занавес из снежинок, свернувшиеся в клубок Кот и Кошка, войлочный сугроб зонта – крыша землянки, в которой ютятся котята. Под занавес вдруг вспоминают об обострении конфликта: котята спорят, пускать тетку в дом или нет. Но, как полагается в сказке, добро торжествует, факир Василий возвращается к своим обязанностям: достает из чемодана новый дом для воссоединившегося кошачьего семейства. Парад-алле с комплиментами и воздушными поцелуями завершает представление.

«Спектакль для детей», как сформулировано в программке, не ограничивает возрастные параметры аудитории – и здесь, на мой взгляд, кроется главный промах постановщиков. Неопределенность адресата влечет за собой расплывчатое художественное решение, пестроту и необработанность средств выразительности. В то же время само намерение серьезного театра развивать детский репертуар, искать способ разговора с маленьким зрителем через синтез жанров заслуживает уважения и поддержки.

02.02.2014.

Наталия Щербакова