Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Кошкин дом", Н.М. Решетникова

 Каменск-Уральский театр «Драма №3»

    спектакль «КОШКИН ДОМ»

                   

   Драматический театр Каменск-Уральска пополнил  свой репертуар спектаклем для детей  от 3х лет по сказке Самуила Маршака « Кошкин дом». Его  сдали в декабре минувшего 2013 года и он прошел испытание традиционной для театров  елочной кампанией.

   Забота о воспитании своего будущего зрителя в театре не голословная. Достаточно знать предыдущие попытки освоения каменцами  драматургии для детей и юношества, как и пример успешной деятельности детской студии при театре «Эльдорадо», которой многие годы  руководила нынешний художественный  лидер театра Людмила Матис (вспомним, что именно из этой студии вышла  ведущая актриса театра, прежде звезда Омской драмы Инга Матис). Позже режиссер  передала свое детище Ирине Симановой, чье имя стоит сегодня  в программке «Кошкиного дома» рядом с именем второго постановщика Виктора Поцелуева, заслуженного артиста РФ, актера Екатеринбургского театра юного зрителя.

  Факт приглашения в качестве  постановщика  опытного актера и педагога  из Екатеринбурга , как и   группы критиков для анализа именно этой работы - из  того же ряда интереса и внимания  к репертуару для детей.

  В  предшествующем просмотру разговоре с нами Л.С.Матис поделилась своей заботой об отсутствии в  своем большом промышленном городе специального театра для детей и, исходя из этой данности, о  мечте  об установлении, как минимум,  регулярных творческих контактов с  екатеринбургскими « профильными» детскими театрами  -ТЮЗом и театром кукол, а затем и с коллективами и постановщиками  из других городов — пока такие контакты  редки. Она   вообще   хотела бы  сделать   линию постановки спектаклей для детей магистральной и, понимая важность задач, о желании достигать в них максимально  высокого художественного уровня. Однако пока у театра нет собственного дома и достойного финансирования, осуществить все задуманное будет нелегко.

   Примеры прошлого и мечты о будущем  убедительны  и похвальны.  Теперь о том,  каким мы увидели детский спектакль на малой сцене театра.

   Спектакль « Кошкин дом» длится 35 минут, что является оптимальным временем для восприятия сценического действия малышами. Радует и обращение к столь знакомому и любимому  классическому произведению отечественной  детской литературы.

   Идея формы спектакля - а это цирковое представление - принадлежит В.Поцелуеву. Над работой с актерами больше трудилась И.Симанова. Художник спектакля Валентина Ибрагимова ,исходя из предложенной режиссерами идеи цирка и учитывая особенность зрительного зала  в форме римской аудитории,как в настоящих цирках ,придумала следующее. Сначала  зрители видят  только высоко   подвешенную трапецию, а под ней   небольшой круглый коврик -арену. Затем   под музыку выйдут 7 персонажей в ярких костюмах и париках, внесут сундук.  Раскроют его, а он трансформируется в  маленькую объемную декорацию, как в книжках-раскладушках- прием не новый, но дети  всегда внимательны к разглядыванию ярких предметов, к  деталям, к магии чудесных превращений. Их доверие очень велико( но и   обмануть его зачастую бывает несложно).

   Дальше каждый из актеров станет  разыгрывать « цирковые» веселые номера: «Силач» с трудом поднимает штангу с воздушными шариками на конце (позже это будет Кот Василий( арт.Алексей Калистратов). Вот на  трапеции в белом    костюмчике появляется «Гимнастка» - она же главная героиня спектакля Кошка( арт. Мария Зворыгина) . Рыжий Клоун позже сыграет беспокойного  Петуха ( арт.Максим Цыганков).  Так ,все  оставшиеся « артисты цирка» обернутся кто в Козу (арт.Татьяна Петракова), кто в Козла( арт.Олег Меньшенин), а актрисы Ольга Морозова  и Анна Мальцева  сыграют  по  две роли: первая - Курицу и Котенка, вторая- Свинью и Котенка.

   Все, что они делают, делают слаженно , но, порой ,отчасти  уже заглаженно. (Все же «елочная страда», похоже, дает о себе знать).

   Думаю, постановщики ошиблись, уделив интермедии  неоправданно большое время  в этом маленьком спектакле. Важная же  по смыслу и количеству  событий доля спектакля невольно сократилась и сжалась — и это потеря сущностная.

   Простая в изложении сказка Маршака имеет очень четкий  нравственный посыл: равнодушие, жестокосердие приводят к беде любого- она может  прийти в дом каждого. Потому так важно не кичиться, не гордиться собою ли, благосостоянием своим, а важнее иметь родных , друзей и щедрую душу. И,шире, старый Дом должен сгореть, исчезнуть, а   должен  быть построен ,дружно и весело, Дом новый, совсем другой.

    В спектакле мысли эти не проявлены оказались  именно театральными средствами — то есть,через  ясное режиссерское решение, через систему акцентов и  оценок, через  яркие образы. Здесь «работает» в основном текст замечательной сказки. Хорошо, но... недостаточно, зачем тогда в театр ходить?

   Мне кажется, что предложенная  игра в  цирк могла  быть освоена актерами каменского театра- они молоды, находятся в хорошей физической форме( к речи претензий больше ). Но цирковая природа обманчиво легка, она предполагает   совершенное  владение  формой и, непременно, завернутые в этот яркий  «легкий   фантик» общечеловеческую мысль или идею. Ничего подобного , увы, не случилось в « Кошкином доме».Это и не цирк, но и не театр:события идут никак не разобранные, персонажи не слишком выразительны. Даже Кошка( актриса спортивная и красивая) не пластична, ничего не придумано с ее особым  характером,поведением  и голосом —  у автора  же  она претендует быть  именно особой, иной, чем все ее соседи( матросский костюмчик на актрисе и вовсе непонятен).

   В спектакле практически оказалось ( в силу некоей  вялости и общей  невнятицы)   пропущено главное событие — отказ Кошки   родным племянникам-котятам в крове .

   Пожар придуман был художником  изобретательно и выразительно и, в сочетании с хорошо  подобранной тревожной музыкой, производил на маленьких зрителей сильное впечатление.

   И вновь после сильного, казалось бы  куска спектакля, он теряет ритм и эмоцию, т. к.  скитания Кошки по соседям и их поведение  значительно менее интересно придуманы постановщиками и  хуже ( иногда просто бытово) сыграны актерами.

   Что же  ярче  запомнилось взрослым и маленьким зрителям?  Пожалуй, «волшебные» звездочки на небе после пожара;звук медного колокольчика, в который звонит Кот Василий;смешно пристроившийся на трапеции, как на шестке, Петух. А еще то, как все персонажи в финале  строят из конструктора маленький макет нового Дома.

   Немало, но пока недостаточно для включения этого детского спектакля в разряд тех, о которых искренне мечтает  глубоко уважаемая  мною художественный руководитель театра Людмила Степановна Матис. Он  неплохой,  совсем не стыдный, он, увы, проходной. И эта проблема совсем не только  каменцев.

   Я уделяю этому  спектаклю для маленьких столько внимания именно потому, что уважаю понимание любым из нас, взрослых , важности принципиально иной работы  театра для детей и с детьми. Здесь нет мелочей- от интонации, с которой к ним обращаются при входе в театральное пространство и, особенно, на сцене , до театральной программки, которая может быть сама по себе  информационно и художественно такой, что ее захочется сохранить надолго, вспомнить спектакль, который смотрел с папой и (или) мамой, быть может,поговорить о нем дома. А возможно,  (кто знает?), сохранив, передать  когда-нибудь ту самую программку  запомнившегося спектакля , увиденного в детстве, своим детям. 

   А что? Мечтать, так мечтать!

Н.М. Решетникова

январь 2014 г.