«КОТЕНОК ПО ИМЕНИ « ГАВ» и « НЕ ПРИШИТЬ ЛИ НАМ СТАРУШКУ?», Н.М. Решетникова
«КОТЕНОК ПО ИМЕНИ « ГАВ» и « НЕ ПРИШИТЬ ЛИ НАМ СТАРУШКУ?»
Спектакль для детей от 3х лет по прелестной сказке Г.Остера поставлен в Новоуральском театре в жанре мюзикла- так значится в программке и так определяет свое сочинение питерский композитор Борис Симкин. Он был великодушен и подарил театру партитуру, а тот благодарно принял дар.
Начинал ставить спектакль молодой режиссер из Пятигорска Сергей Калашников, а завершал режиссер-куратор Валерий Долганов, поскольку, как мы узнали, С.Калашников неожиданно скончался .
Написанная для театра кукол, сказка Остера идет в Новоуральском театре в «живом плане».
Одаренный художник Иван Мальгин предложил не только солнечные, радостные краски, но и мягкие, уютные фактуры вязаных и плетеных вещей- как раз то, что соответствует детству и любви всех котят к разматыванию клубков пряжи. В теплые вязаные свитера и куртки одеты персонажи пьесы: Пес, Черная Кошка, Щенок и сам главный герой Котенок; сплетен из веревок апельсинового цвета домик с чердаком. Даже будка Пса, клумбы, цветы и облака - вязаные. Жаль только, что пространство большой сцены с множеством предметов для игры и сам домик недостаточно изобретательно пока используются.
К жанру мюзикла, скажем сразу, данная сценическая версия не относится, мы имеем дело с гораздо чаще встречающимся вариантом спектакля с музыкой, танцами и пением. Мюзикл предполагает равновесие и равнозначность всех компонентов: драматургии, музыкальных, пластических и вокальных номеров, по-своему ярких и запоминающихся. А здесь качество драматургии и музыки не самое высокое.
Молодые исполнители – недавнее пополнение труппы -привносят свойственную возрасту энергию и заразительность. Они гибки , играют с явным удовольствием. Они совсем не дети, но условность эта принимается зрителями безусловно. Два взрослых и два детских характера создаются актерами с явной симпатией, различными средствами, с точными наблюдениями и юмором.Юлия Черепанова (Черная Кошка) - более опытная актриса, другие же исполнители с меньшим сценическим опытом.. Более всего его не хватает пока исполнительнице роли Котенка Анастасии Панишевой, она еще студентка 3 курса ЕГТИ. Но актриса имеет хороший потенциал, как и Алексей Карасев (Щенок), и Александр Колмогоров (Старый Пес). Им всем нужно совершенствоваться в вокале, зачастую он подменяется здесь речитативом.
Хорошо, что театр выбрал материал на основе классики отечественной детской литературы-сказки Г.Остера . Автор- знаток детской психологии, детских страхов и радостей.
«Котенок по имени Гав»- о трогательной, хрупкой поре раннего детства, о полном юмора и приключений времени познания мира и взаимоотношений с окружающими. Смысл и обаяние сказки ( без прямого поучения, через детскую игру) артисты доносят, вызывая благодарные эмоции своих зрителей- больших и маленьких.
Как и детский спектакль по Г.Остеру, спектакль для взрослых «НЕ ПРИШИТЬ ЛИ НАМ СТАРУШКУ?» тоже ставился приглашенными из Петербурга режиссером и художником . И идет он в Новоуральском театре также в собственной версии. Если у автора это мелодрама, изначально предназначенная для драматической сцены, то театр вместе с постановщиками и композитором М.Самойловым претендуют на создание « музыкального фарса».
Камерная по количеству действующих лиц пьеса идет здесь на большой сцене с масштабными, трансформирующимися декорациями. В постановке задействован весь арсенал театра, который еще недавно носил название « Новоуральский театр оперетты» -хор, балет, живой оркестр.
Впечатление от такого решения двоякое: все дополнения в виде вставных музыкальных и танцевальных номеров ( городские улицы Нью-Йорка, ночная жизнь в нем, появление несколько раз загримированных под негритянок артистов хора и балета, что могут исполнить джазовую композицию или молитву в стиле « спиричуэлс», несомненно, разнообразят действие, доставляя зрителям свое удовольствие , но, одновременно, утяжеляют его, делают спектакль неоправданно длинным, размывают его драматическую составляющую.
Как в выборе репертуара , так и в поиске трактовок театр находится пока на «середине реки»: большая труппа прежнего театра требует использования и, одновременно, коллектив сознательно сменил недавно курс от оперетты. Найти соответствующий материал, удовлетворяющий все интересы больших и маленьких зрителей небольшого закрытого города и самого театра совсем нелегко. Новоуральский театр музыки, драмы и комедии , думаю, все еще в поиске своего «берега» и лица.
Так и в случае с « Дорогой Памелой» : понятно доверие руководства к молодому режиссеру Алексею Истомину, который предложил вариант подобного решения камерной пьесы. В спектакле, таким образом, сосуществуют вещи « от оперетты», а иногда от легковесной и уязвимой по части вкуса оперетки. И, одновременно, материал вынуждает пытаться донести драматическое содержание, сыграть судьбу человеческую, особенно это касается главной героини.
От оперетты – выбранное название, способ существования артистов, весь музыкально-пластический арсенал, попытка развлечь зрителя, устроить красочное и веселое шоу.
От оперетки – к сожалению, работа большинства артистов в привычном им ключе «легкого жанра». Грешат этим и почтенные Александр Янушевский( Доктор) и, отчасти, Марина Костюхина (Памела) , и опытный з.а.РФ Владимир Розин( Сол Бозо),и молодые Егор Коротаев в роли полицейского Джо Янки, и Ирина Сумская(Глория). Подобные переборы практически не касаются роли Евгения Недокушева ( Брэд Винер).Актер очень точно подобран типажно. Он не комикует изо всех сил, веришь и в его болезнь, и в мотивы его поведения.
Пьеса « Дорогая Памела» не случайно держится в репертуаре западного и российского театров так долго. Секрет ее успеха как раз в балансе серьезного и смешного. Она написана легким, хорошим литературным языком. В ней нет проходных, не главных ролей. Актерам есть где развернуться и что поиграть. Но пьеса эта написана про нормальных людей с их проблемами, горестями , радостями, своими« скелетами в шкафу». Она о том, что частица Бога живет в каждом человеке, надо только прислушиваться к ней. Главная героиня Памела – пример не только чудачества (она просто веселый, оптимистичный человек), но и мужества, и невероятной доброты. Она другая и своя. Памела иного, чем остальные, социального круга, и многие ее человеческие качества от культуры и воспитания, а еще от мудрости возраста, от перенесенных страданий. Однако ролевой и человеческий объем лишь угадывается в исполнительнице главной роли. Хотя ее внешность, природная хрупкость, необычный, почти детский, иногда кажущийся манерным голос во многом работают на ее особость.
Материал пьесы проступает, разумеется, и в такой версии. Зрители, хочется верить, благодарно реагируют не только на голого, в парчовых трусах Сола , на антраша Доктора или безудержное комикование Полицейского.
Повторю: придуманное зрелище по-своему эффектно, весело и масштабно. Однако жаль иных (смысловых) упущенных возможностей . И все же есть вещи, которые уже не изменить, поскольку многие из соображений касаются режиссерской трактовки. Но, поскольку спектакль театру дорог и находится под присмотром остальной постановочной группы, то имеет смысл ( и, убеждена, это возможно) скорректировать хотя бы явные вкусовые огрехи на пользу самому спектаклю.
К слову, оформление художника Алексея Шепелева и, прежде всего, декорация - занавес (забитое от пола до колосников хламом пространство) могло бы тянуть на глубокую мысль о вещах, которые переживают нас, о хрупкости человеческой жизни, о милых пустяках, типа флакона духов или любимой чашки, что люди хранят бережно, т.к. они- частица их собственной, особой жизни , истории и воспоминаний о лучшем. И, с другой стороны, в погоне за «красивой жизнью», за материальным мы ожесточаемся и проходим мимо главного-любви друг к другу.
Наталья Решетникова
декабрь 2014 года