Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду.
Для возрастной категории 4+ известная и любимая несколькими поколениями сказка о малыше Еноте – выбор хороший. Это коротенькая, очень добрая и мудрая история о том, как мама впервые отпускает своего ребенка далеко от дома наловить раков на ужин. Понимает, что это целое путешествие, непростое для сыночка. Но он ведь мальчик , он считает себя взрослым и храбрым, вот потому пора ему проверить это самому на деле. Герой встречается в лесу с несколькими животными, которые пугают его тем, что в пруду живет «Кто-то» страшный. Снабжают его один камнем, другой палкой для обороны. Оробевший Енот решается заглянуть в воду. От страха он увидел там кого-то, испугался и убежал. Потом снова вернулся - ведь он обещал принести раков. Результат от обороны оказался еще более страшным: «Тот, кто живет в пруду », окончательно его напугал.
Енотик вернулся домой и мама, узнав о его огорчении, объяснила, что не надо было ни на кого кричать, бросаться камнями и бить палкой. « Надо было улыбнуться », - подсказала она. Малыш так и сделал. « Кто-то » улыбнулся ему в ответ и, радостный, крошка Енот наловил раков и принес маме. А она, похвалив его за смелость, объяснила, наконец, что это было всего-навсего его отражение.
Театр избрал сценическую версию Г.Латышевой. В ней сохранены основные события и воспитательный урок сказки, интонация автора и педагога Л.Муур. Но драматург удлинила сказку вводом нескольких новых персонажей и сделала акцент на теме детской дружбы. Это разнообразило театральный вариант.
Труппа Новоуральского театра славится слаженной ансамблевой игрой. Не стал исключением и этот спектакль. Важно еще, что постановщик, главный режиссер В.Мирошкин, в прошлом актер, который изнутри знает секреты и сложности работы с куклами . Именно актерские работы здесь и взаимодействие с куклами вызвали взаимное удовольствие исполнителей и публики. И еще музыкальное оформление Н.Осинцевой, на редкость точное, тонкое и выразительное.
Приглашенный художник Людмила Семячкова придумала хороших кукол, а артисты постарались наделить своих персонажей индивидуальными чертами: как обликом, так и голосовыми и пластическими красками. В результате вышли узнаваемые детские характеры, в которых, как и в текстах, немало доброго юмора. Дикобраз в исполнении А.Семенова - славный зверек. Он простужен, постоянно чихает и говорит в нос, смешно им двигая. Толстый Заяц ( Н.Климентьева) - практичный, запасливый, обстоятельный, но не дружащий с математикой персонаж, который забавно закатывает глаза, когда думает или пугается. Заяц по-детски доверчив и наивен, но, как и положено зайцу, трусоват- длинные уши его постоянно подрагивают. Мартышка - добавленный в историю персонаж. Мими С.Обласовой гибкая, подвижная, супер-активная девчонка. Она постоянно ищет себе новые забавы, но быстро теряет к ним интерес. « Скучно!»- каждый раз заявляет она. В руках актрисы это тоже абсолютно живой персонаж.
Режиссер и исполнители изобретательно придумывают целые сцены с каждым из героев, иногда они даже несколько длинноваты. Но зрителям не становится скучно, т.к. существование кукол очень заразительно. Хороши так же куклы Мамы (А.Мужайлова) и самого малыша Енота (Н.Бурдина) - выразительные, добросовестно и любовно созданные мастерами театра. Енотик - теплый, трогательный, очень обаятельный. За ним постоянно следишь и волнуешься, и радуешься вместе. Декорации менее изобретательные, но они вполне уместны и обыграны.
Однако есть в спектакле серьезнейший недостаток, который существенно снижает положительное отношение к нему. Режиссеру и художнице не хватило фантазии и изобретательности, чтобы найти зрительный эквивалент того самого чуда, которое так пугает и завораживает героев сказки и маленьких зрителей. Придумать этого таинственного « Кого-то, кто живет в пруду », т.е. Отражение, средствами театра кукол было возможно и необходимо. Здесь же промелькнуло нечто невыразительное и непонятное «как бы» в теневом театре. А поскольку слово « Отражение » никем не было произнесено, то многие малыши так и остались в неведении, что это было? Если бы нашли, то и объяснения бы не понадобилось.
К сожалению, театр уже не вернется к доработке этого спектакля - жизнь требует следующего. И это досадно. О чем мы честно сказали труппе.
Январь 2016
Наталья РЕШЕТНИКОВА