"Лето и дым", Н.М. Решетникова
Произведения классика американской драматургии, лауреата Пулитцеровской премии Теннеси Уильямса не появлялись прежде на каменской сцене. Первый эксперимент доверено было осуществить группе постановщиков из Санкт-Петербурга - режиссеру Георгию Цнобиладзе, сценографу и художнику по костюмам Александру Храмцову и художнику по свету Евгению Ганзбургу ( первый случай приглашения в театр специалиста по свету).
Знакомство с режиссером, прошедшим школу Льва Додина Георгием Цнобиладзе, случилось на последнем областном актерском семинаре , где за несколько дней он и его коллеги-режиссеры из Москвы и Екатеринбурга - должны были поставить спектакль с незнакомыми им артистами разных театров . Сделанное тогда Г.Цнобиладзе понравилось каменцам и стало поводом для продолжения работы с ним уже над большим спектаклем .
В оригинале пьеса имеет две части: Лето.Зима. Автор подробно дает в ее начале важные, принципиальные для него детали – ориентиры будущим постановщикам , оставляя при этом достаточную свободу для пластического и актерского решения материала. Важное: атмосфера южного жара, распахнутое синее небо в вышине и звезды на нем в темноте. Скульптура Ангела в центре фонтана. Медицинский атлас с натуралистическим изображением внутреннего строения человека…
«Лето и дым»- история о дочке священника Альме ( ее имя в переводе с испанского «Душа») и ее друге детства Джоне, сыне местного врача, о их взрослых взаимоотношениях. Это схема, которую каждый постановщик должен наполнить и решить по-своему, сочинив театральную версию драматургического текста.
Визуальный облик спектакля – открытое пространство сцены .На противоположных порталах Крест -обозначение места действия в доме священника , и та самая анатомическая карта и большая операционная лампа- в доме врача. Практически зеркально расположены одинаковые круглые столы и несколько стульев , по центру- большой красный диван- вот и все бытовые детали. Зато в глубине сцены - некий большой красный же световой короб с прорезями окна и двери, в которых горит и меняется по ходу действия свет. А наверху, на крыше конструкции, где горит вывеска «Motel Angel Wings »(Крылья Ангела»), расположится маленький, из четырех музыкантов, джаз бэнд .У них выбелены лица и зачернены впадины глаз, черные смокинги, галстуки, котелки и…белые крылья за спиной. Всматриваясь в зал, переговариваясь, шутя друг с другом, они начнут ироничную мелодию. Вот ключ и исходная интонация - они условны и, кажется, несерьезны. Над ангелами синева высокого неба – символы обозначены. Жанр определен как музыкальная драма. Музыки и пения, танцевальных мелодий действительно много, особенно в первом акте, и это не просто эффектная добавка - они более явственно ,на эмоциональном уровне проявят смысл, глубину и истинный драматизм истории.
Хрустальным голосом грустно поет “Look at me” главная героиня Альма , чувственно выводит свою муз.тему на испанском ”El Corason” мексиканка, женщина свободных нравов Роза Гонзалес , раскованно и дерзко танцует и поет ученица Альмы _Нэлли Юэлл . Залихватски выплясывает юная компания посетителей ночных клубов и, вместе и отдельно от них , Джон.
Потом он будет вовлекать в свой танец то одну, то другую женщину . Такова звуковая и ритмическая среда спектакля. И сценография, и музыкальное решение выразительны , красивы и многозначны .Несомненным достоинством становится то, что все музыкальные номера исполняются исключительно вживую- артисты театра драмы все делают сами, и делают отлично.
Альма и Джон - это две пары: они в детстве (воспитанники детской студии при театре) и уже взрослые герои (артисты Татьяна Ишматова и Максим Цыганков). Их отношения и характеры проявлены отчасти уже в детстве- мечтательная ,добрая, заботящаяся о друге Альма и дерзкий, грубоватый, обижающий ее мальчишка Джон. Юные артисты вполне уверенно чувствуют себя на сцене. После многих лет, на деревенском празднике, где взрослая Альма поет по просьбе горожан, появляется красавец Джон . Нарядный белый костюм и ботинки сидят на его фигуре великолепно. Все девушки не сводят с него глаз. Максим Цыганков и впрямь хорош собой и отлично физически сложен, его пластика - несколько расслабленно пританцовывающая - выдает в нем и довольство собой, и повадки сердцееда, и затаенную энергию.
А дальше начинается невероятная вязь отношений героев, где сплетутся мужское и женское, где будет яростный и совсем неоднозначный спор- поединок сексуально- телесного и возвышенного в человеке .Спор не словесный, а самый настоящий, живой, до ярости и слез. Джона привлекает и одновременно отталкивает неприступность пуританки Альмы ,он еще привязан к ней, но рядом, во плоти, и плоти вызывающе-дерзкой , манкой –Роза( отличная работа Татьяны Петраковой) . Джон пускается с ней во все тяжкие, играя и обманывая уже по-настоящему влюбленную в него Альму. Он доказывает ей, подведя к анатомической карте, что здесь нет места ,где располагается та самая душа, о которой так часто она ему говорит. Он убежден в этом, поэтому нравственные законы не очень обременяют его- он может, к возмущению отца, не пойти к больному, он бывает циником и шалопаем.
Но Уильямс не писал простой истории про вечный спор идеального и порочного .У него нет прямых ответов и однозначных героев- в человеке- все. И выросшая в религиозной строгости Альма будет рвать душу между зовом плоти, реальной любви ,ревности и внушенными ей представлениями о приличиях, о том, « как надо». Ей понадобится не раз прийти к фонтану и Ангелу, чтобы напиться живой воды, утолить жажду, притушить внутренний жар и попросить сил и поддержки в непереносимой муке. В ней живет и терзается реальная женщина, но гордая, которая до последнего держится за свои убеждения. И мука эта непереносима до безумия. Весь первый акт Альма Т.Ишматовой находится во взвинченном состоянии, тревоге и ощущении беды. Несколько женщин вовлечены в отношения с Джоном. Здесь еще и ловкая , цепкая, и тоже по-своему привлекательная Нелли Юэлл, бравшая у Альмы уроки пения ученица , в ярком исполнении новой молодой актрисы Татьяны Васильевой. Вместо любви и верности Джон делает Альме предложение определенного рода, оскорбленная, она отвергает его.
Второй акт – перемена всего. Проходит время. Уехавший Герой Джона, пережив гибель отца , много страстей , повзрослев ,занявшись наукой, возвращается. Он в темном костюме, сдержан и уже не так самоуверен, словно что-то точит его изнутри. Изменилась Альма - она попробовала жить по-иному, она приходит к Джону ,готовая к привычным для него отношениям, но теперь он не решается на них . Цена, которую она платит за попытку изменения и измены себе такова, что Альма уже практически больна, и больна душевно( ведь в медицинской литературе есть почему-то раздел «душевные болезни»…
Рисунок роли становится у актрисы разнообразнее и глубже, а внутренняя, разорвавшая ее боль , ощущается как физическая.
Отметим, что постановщики соблюли важную для Уильямса символику света и цвета - под белым костюмом молодого Джона скрывалась не самая светлая душа, а под черным - наоборот, чуть просветлевшая. Символична ( красный ,черный, белый и- контрастом-небесно синий) основная цветовая гамма спектакля. Но есть еще темное, вечное звездное небо и всезнающие ангелы и бесы ( музыканты оркестрика однажды спустятся на землю, переменив цвет крыльев) Потом они остановятся перед ярким светом из дверного проема, где будут идти то ли снег, то ли сыпаться лепестки с уже почти обнаженного дерева. Это одна из самых эффектных и красивых сцен.
Никакого хэппи энда не случилось. С растревоженной душой (она все же была, но спала в нем до встречи с Альмой) Джон остается с вполне земной Нэлли. Альма , сидя у так и не спасшего ее Ангела, встречает обычного Коммивояжера (Артем Герц) и идет за ним - “why not? ”- говорит эта истерзанная Альма - Душа…
Открывший в октябре новый сезон в Драме номер три премьерный спектакль «Лето и дым» в главном состоялся и прекрасно принят публикой, хотя иногда все же ощущалось, что он не во всем достроен – возможно приглашенному режиссеру проведенного времени было недостаточно. В этой большой (по количеству персонажей, в том числе) и сложной работе заняты н.а. РФ А.Иванов ( Священник, отец Альмы), з.а.А.Соловиченко ( отец Джона), И.Арендт (мать Альмы) и другие любимые каменской публикой артисты ,участвовавшие в сценах массовых и в эпизодах сбора местного литературного кружка, куда ходит и Альма (сценах забавных по типажам и ироничных по настроению ). Здесь всерьез играют воспитанники детской студии и молодежной студии «Эльдорадо». Но еще (и это большая удача) начинающие артисты ,только что получившие дипломы ЕГТИ и влившиеся в труппу каменского драматического - Татьяна Васильева, Алексей Калистратов, Дмитрий Зубарев и Артем Герц. Их энергия, молодой драйв и обаяние тоже внесли немало современного и свежего в спектакль «Лето и Дым».
Наталья Решетникова
декабрь 2017