Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Лето и дым", Н.М. Решетникова

Произведения классика  американской драматургии, лауреата  Пулитцеровской премии Теннеси Уильямса не появлялись прежде  на каменской сцене. Первый эксперимент доверено было осуществить группе постановщиков из Санкт-Петербурга - режиссеру Георгию Цнобиладзе, сценографу и художнику по костюмам Александру Храмцову и  художнику по свету Евгению Ганзбургу ( первый случай приглашения в театр  специалиста по свету).

Знакомство с режиссером, прошедшим школу Льва Додина  Георгием  Цнобиладзе,  случилось на последнем областном актерском  семинаре , где за несколько дней он и его коллеги-режиссеры из Москвы и Екатеринбурга - должны были поставить спектакль с незнакомыми им артистами разных театров . Сделанное тогда  Г.Цнобиладзе понравилось каменцам  и стало поводом для продолжения работы с ним  уже над большим спектаклем .

В оригинале пьеса имеет две части: Лето.Зима. Автор подробно дает в ее начале важные, принципиальные для  него  детали – ориентиры  будущим постановщикам ,  оставляя при этом достаточную свободу для пластического и актерского решения  материала. Важное: атмосфера  южного  жара, распахнутое синее небо  в вышине и звезды на нем в темноте. Скульптура Ангела в центре фонтана. Медицинский атлас   с натуралистическим  изображением  внутреннего строения человека…

«Лето и дым»- история о дочке священника Альме ( ее имя  в переводе с  испанского «Душа») и ее друге детства Джоне, сыне местного врача, о их взрослых взаимоотношениях. Это схема, которую каждый постановщик должен наполнить  и  решить по-своему, сочинив театральную версию драматургического текста.

Визуальный облик спектакля – открытое пространство сцены .На противоположных порталах Крест  -обозначение места действия в доме священника , и та самая анатомическая  карта  и большая операционная лампа-  в доме врача. Практически зеркально расположены одинаковые круглые столы и несколько стульев , по центру- большой красный диван- вот и все бытовые детали. Зато  в глубине сцены - некий большой красный же  световой короб с прорезями окна и двери, в которых горит и меняется по ходу действия свет. А наверху, на крыше конструкции, где горит  вывеска «Motel  Angel  Wings »(Крылья Ангела»),  расположится маленький, из четырех музыкантов, джаз бэнд .У них выбелены лица и зачернены впадины глаз, черные смокинги, галстуки, котелки  и…белые крылья за спиной. Всматриваясь в зал, переговариваясь, шутя друг с другом, они  начнут ироничную мелодию. Вот ключ  и исходная  интонация - они условны и, кажется, несерьезны. Над ангелами синева высокого неба – символы обозначены. Жанр определен как музыкальная драма. Музыки и пения, танцевальных мелодий  действительно много, особенно в первом акте, и это не просто эффектная добавка - они более явственно ,на эмоциональном уровне   проявят смысл, глубину и истинный  драматизм истории.

Хрустальным голосом грустно поет “Look at me”  главная героиня  Альма , чувственно  выводит свою муз.тему на испанском ”El Corason”  мексиканка, женщина свободных нравов  Роза Гонзалес , раскованно и дерзко танцует и поет ученица Альмы _Нэлли  Юэлл . Залихватски выплясывает юная компания посетителей ночных клубов и, вместе и отдельно от  них , Джон.

Потом он будет вовлекать в свой  танец то одну, то другую женщину . Такова звуковая и ритмическая среда спектакля. И сценография, и музыкальное решение  выразительны , красивы и многозначны .Несомненным  достоинством становится то, что все музыкальные номера исполняются исключительно вживую- артисты театра драмы  все делают сами, и делают отлично.

Альма и Джон - это две пары: они в детстве (воспитанники  детской студии при театре)  и уже взрослые  герои (артисты  Татьяна Ишматова и Максим Цыганков). Их отношения и характеры проявлены отчасти уже в детстве- мечтательная ,добрая, заботящаяся о друге Альма и дерзкий, грубоватый, обижающий ее мальчишка Джон. Юные артисты вполне уверенно чувствуют себя на сцене. После многих лет, на деревенском празднике, где взрослая Альма поет по просьбе горожан, появляется красавец  Джон . Нарядный белый  костюм и ботинки сидят на его фигуре великолепно. Все девушки не сводят с него глаз. Максим Цыганков  и впрямь хорош собой и отлично физически сложен, его пластика - несколько расслабленно пританцовывающая - выдает в  нем и довольство собой, и повадки сердцееда, и затаенную энергию.

А дальше начинается невероятная вязь отношений героев, где сплетутся мужское и женское, где будет яростный и совсем неоднозначный спор- поединок  сексуально-  телесного и  возвышенного в  человеке .Спор не словесный, а самый настоящий, живой, до ярости и слез. Джона привлекает и одновременно отталкивает неприступность  пуританки  Альмы ,он еще привязан к ней, но рядом,  во плоти, и плоти вызывающе-дерзкой , манкой –Роза( отличная работа Татьяны Петраковой) . Джон пускается  с ней во все тяжкие, играя и обманывая уже по-настоящему влюбленную в него Альму. Он доказывает ей, подведя к  анатомической карте, что здесь нет места ,где располагается та самая душа, о которой  так часто она ему говорит. Он убежден в этом, поэтому  нравственные законы не очень обременяют его- он может, к возмущению отца, не пойти к больному, он бывает циником и шалопаем.

Но  Уильямс не писал простой  истории про  вечный спор  идеального и порочного .У него нет прямых ответов и однозначных героев- в человеке- все. И выросшая в религиозной строгости Альма будет рвать душу  между зовом плоти, реальной любви ,ревности и внушенными ей представлениями о приличиях, о том, « как надо». Ей понадобится не раз прийти к  фонтану и Ангелу, чтобы напиться живой воды, утолить жажду, притушить внутренний жар и попросить сил  и поддержки в непереносимой муке. В ней  живет и терзается   реальная женщина, но гордая, которая до последнего держится за свои убеждения. И мука эта непереносима до безумия. Весь первый акт  Альма Т.Ишматовой находится во взвинченном состоянии, тревоге и ощущении беды. Несколько женщин вовлечены в отношения с Джоном. Здесь еще и  ловкая , цепкая, и тоже по-своему  привлекательная Нелли Юэлл, бравшая у Альмы уроки пения ученица  , в ярком  исполнении новой молодой актрисы Татьяны Васильевой.  Вместо любви и верности Джон делает Альме предложение определенного рода, оскорбленная, она отвергает его.

Второй акт – перемена всего. Проходит  время.  Уехавший Герой Джона, пережив гибель отца , много страстей , повзрослев ,занявшись наукой, возвращается. Он в темном  костюме, сдержан и уже не так самоуверен, словно что-то  точит его изнутри. Изменилась Альма - она попробовала жить по-иному, она приходит к Джону ,готовая к привычным для него отношениям, но  теперь он не решается на них .  Цена, которую она платит за попытку изменения и измены себе такова, что Альма уже практически больна, и больна душевно( ведь в медицинской литературе есть почему-то  раздел «душевные болезни»…

Рисунок роли   становится у актрисы разнообразнее и глубже, а внутренняя, разорвавшая ее боль , ощущается как физическая.

Отметим, что постановщики соблюли важную для Уильямса символику света и цвета - под белым костюмом молодого Джона скрывалась не самая светлая душа, а под черным - наоборот, чуть просветлевшая. Символична ( красный ,черный, белый и- контрастом-небесно синий) основная цветовая гамма спектакля.  Но есть еще темное, вечное  звездное небо и всезнающие ангелы и бесы ( музыканты  оркестрика однажды  спустятся на землю, переменив цвет крыльев) Потом  они остановятся перед  ярким светом из дверного проема, где будут идти то ли снег, то ли сыпаться лепестки с уже почти обнаженного дерева. Это одна из самых эффектных и красивых сцен.

Никакого  хэппи энда не случилось. С растревоженной душой (она все же была, но спала в нем до встречи с Альмой)  Джон остается с  вполне земной Нэлли. Альма , сидя у так и не спасшего ее Ангела, встречает обычного Коммивояжера (Артем Герц) и идет за ним - “why not? ”- говорит эта истерзанная Альма - Душа…

Открывший в октябре новый сезон  в Драме номер три премьерный спектакль «Лето и дым» в главном  состоялся и прекрасно принят публикой, хотя иногда все же ощущалось, что он не во всем достроен – возможно  приглашенному режиссеру проведенного времени было недостаточно.  В этой большой (по количеству персонажей, в том числе)  и сложной  работе заняты  н.а. РФ А.Иванов ( Священник, отец Альмы), з.а.А.Соловиченко ( отец Джона), И.Арендт (мать Альмы) и другие любимые  каменской публикой артисты ,участвовавшие в сценах массовых и в эпизодах сбора  местного литературного кружка, куда ходит и Альма (сценах забавных по типажам и ироничных по настроению ). Здесь  всерьез играют воспитанники детской студии и молодежной студии «Эльдорадо». Но еще (и это большая удача) начинающие  артисты ,только что получившие дипломы ЕГТИ и влившиеся в труппу каменского  драматического - Татьяна Васильева, Алексей Калистратов, Дмитрий Зубарев и Артем Герц. Их энергия, молодой драйв и обаяние  тоже внесли немало современного и свежего в спектакль «Лето и Дым».

Наталья Решетникова 

декабрь 2017