Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Летучий корабль", М. Лупанова

Премьера этого детского спектакля состоялась 12 ноября 2017 г. Наш «десант» критиков попал как раз на первый показ, который всегда чреват неидеальным исполнением. А в данном случае спектакль был поставлен всего за две недели и какие-то моменты не были отработаны именно из-за сжатых сроков. Тем не менее, «Летучий корабль» произвел очень приятное впечатление, и от сцены было просто глаз не оторвать. Учитывая, что в основе спектакля – известный и любимый многими поколениями зрителей мультфильм с хронометражом 17 минут, у постановщиков была непростая задача – создать спектакль из 2 действий (35 и 40 минут), который был бы столь же интересен, обаятеленидинамичен. Режиссер Лариса Абашева (Екатеринбург) написала по пьесе Юрия Энтинасвое либретто, поэтому здесь появились новые герои (Иван и Забава в детстве – дружившие и разлученные, мать Полкана, балалаечник Федор – некогда затонувший и превратившийся в Водяного, няня – его невеста, уже состарившаяся), у которых развиваются свои сюжетные линии. Не совсем убедительным здесь стал «поворот в судьбе» Полкана, который вдруг решил жениться на старшей из трех мужеподобных Бабок Ежек… Да и роль его матери (которая на сцене выглядит, скорее, как дочь) кажется избыточной, хотя в финале мы понимаем, что она введена для «обретения полной гармонии» всех героев сказки (на ней женится Царь). Словом, сюжет лихо заверчен, музыка Максима Дунаевского прекрасна, слова песен Юрия Энтинаблестящи.

Однако этого было бы мало. У спектакля есть та добрая, «волшебная» атмосфера, которая притягательна и для детей, и для взрослых, а заложенные в нем смысловые коды многозначны и считываются всеми возрастными группами на своем уровне. Кроме того, спектаклю присуща мягкая ирония и душевность. К этому располагает уже начало, когда из оркестровой ямы (она же – Лягушачье болото) появляются мыльные пузыри. Дирижер лягушек (дирижер Вячеслав Петушков) идет из зрительного зала к оркестровой яме, перемахивает в нее через бортик и оттуда выскакивает куча лягушек-подушек (публика в восторге!). Затем появляются примерно 9-летние Иван и Забава в лопоточках и холщовых одеждах, удят в оркестровой яме, напевая зачин сказки. Надо отметит, что жанр обозначен как фолк-поп-мюзикл и он выдерживается: поп-номера нам известны по мультфильму, в спектакле жене раз появляетсяжанр плача, народные наигрыши на балалайке (Всеволод Шишкин), частушки (кроме «современных» в исполнении Бабок Ежек, более традиционные под балалайку тихонько напевает Федор), стильные танцевально-жанровые «народные» сцены (например, мужики пьют пиво, ходят бабы беременные, другие – стирают в ушатах, потом бабыпоявляются уже с кульками-«детьми» и т.д.) –и за этой незамысловатой жизнью очень интересно наблюдать (хореограф Надежда Секачева).

Во многом уютнаясказочная атмосфера задается благодаря декорациям и костюмам. В основе сценографии деревянные светлые доски, из которых сколочены «раскосый» терем, домишки и заборы, а заодно яблони с огромными красными яблоками, елки, из досок солнце и луна, корытце Водяного, и,понятно, корабль. Весь народ во главе с Царем и Забавой одет в очень симпатичные холщовые, стилизованные под русские народные одежды с небольшими вкраплениями красных элементов,контраст им составляют «отрицательные» Полкан с коварной Матерью – они щеголяют в «дорогих» черных с золотом нарядах и красных рубахах (художники-постановщики Иван Мальгин и Елена Чиркова, Екатеринбург). Сказочную живность – лягушки (в зеленых «скафандрах» с глазницами, как на противогазах), Водяной (с толстым рыбьим хвостом, уходящим в бок, при этом о двух ногах, что, видимо, должно напоминать о его земном происхождении, с запутанной бородой и большой кокетливой белой лилией в волосах), три Бабки Ежки пиратского вида и подстать им в разбойных лохмотьях избушки на курих ножках с крышами-шапками на голове – всех их интересно разглядывать.

В это двоемирие «реальной» и сказочной жизни«наплывом» (невольно приходит в голову этот кинематографический прием)воспроизводятся отдельные события давно минувших дней, послужившие толчком к происходящему здесь и сейчас. Эти ностальгические отсылы к прошломузамечательно оттеняют очень активные «многофигурные» сцены, где непременно естьтанцы, и зачастую (не говорю об упомянутых народных сценках) они уже избыточны настолько, что за ними теряются главные герои. Вот тогда тихий наигрыш балалаечки, негромкий разговор маленьких Ивана и Забавы, игра на саксофонежабойочень приятного джазка(Михаил Куликов), под который Водяной вспоминает о былой жизни – все это дает необходимые паузы, «воздух» спектаклю. Его не всегда хватает, поскольку в некоторых массовых сценах достаточно много очень громкого галдежа и суеты. Особенно этим отличилась сцена с Бабками Ежками! Также утомили переусердствовавшие лягушки в сцене разговора Ивана и Водяного (последний даже крикнул им: «Цыц!»Не исключено,что не по сценарию…). Есть смысл «почистить и успокоить» массовые сцены (а их достаточно много). Ведь режиссер придумала много интересного и забавного! Обаяние спектакля и в его юморе с чувством меры. Царь проигрывает Полкану в карты на раздевание, из верхнего окна терема свисает до пола огромная коса Забавы толщиной в два каната («сидит девица в темнице, а коса на улице») и потом она ее, как удава, носит за собой в руках. «Отчего люди не летают?» – патетически цитирует Катерину Забава, глядя из окна терема. Смешно решена сцена, когда Забава поет «а я не хочу по расчету, а я хочу по любви», ана «подтанцовку» выходят с транспарантамидевушки,разделяющие ее взгляды, и песня выливается в митинг. И это лишь те немногиеюмористические моменты, которыми пронизана ткань спектакля.

Что безоговорочно порадовало в спектакле, так это оркестровое сопровождение (дирижер Вячеслав Петушков). Все стилистическое разнообразие (поп, фолк и джаз), заложенное в партитуре, было тонко прочувствовано и отражено музыкантами. Что касается артистов, исполнительница главной роли Татьяна Мережникова актерски была очень органична и забавна! Но, учитывая ее оперную вокальную школу, она пока не достигла необходимой степени свободы в «мюзикловом» исполнении. Удачным оказался дебют Андрея Бородулина в роли Ивана – герой получился легкий и жизнерадостный.Образ Полкана, который подразумевает яркую характерность, в исполнении Дмитрия Заводчикова, к сожалению, оказался неким «среднестатистическим», как будто «без особых примет». Его Мать (Татьяна Белова) была подстать, а пережимы в игре, как и у Няни (Марина Костюхина), вносили определенный диссонанс в спектакль (все время хотелось снизить градус и громкость их высказываний). Зато Водяной (з. а. РФ Владимир Розин) – трогательный и комичный, лиричный и практичный, хитрый и при этом романтик (ему ж летать охота!), который пережил превращение из человека в водяного, – безусловно, обаял публику! Артист буквально «прожил судьбу»!

В целом, спектакль «Летучий корабль», несмотря на небезупречное первое исполнение, получился. Он подкупает своей искренностью, многослойностью внятно изложенного сюжета (прослеживаются все линии жизни персонажей и событий), увлекательным визуальным рядом, мягким юмором и любовью постановщиков ко всем героям. Наверняка над спектаклем после первых показов еще будет проведена работа, и хочется надеяться, что все лишнее будет «отсечено», все артисты вживутся в свои роли и «Летучий корабль» поднимется на необходимую высоту.