"Летучий корабль", Н.М. Решетникова
Сказку «Летучий корабль» в различных жанрах ставят давно, часто и охотно. У многих на слуху и сюжет, и мелодии-хиты. Театр Новоуральска выбрал произведение поэта Юрия Энтина и композитора Максима Дунаевского в жанре поп-фолк мюзикла. Выбор и качество материала не вызывают сомнений - спектакль на основе любимой сказки может быть интересен зрителям любого возраста .Театр поставил мюзикл- большую сценическую форму, в которую его авторы добавили еще новых персонажей и музыкальных тем.
Постановщик и автор либретто, талантливая Лариса Абашева (Екатеринбург) вполне профессионально выстроила и собрала свой спектакль. Но поскольку в Новоуральском ТМДК есть стремление использовать по максимуму все творческие «подразделения» (кроме солистов, хор, балет, оркестр, детскую студию), то и без того весьма объемное произведение авторов мюзикла получилось еще более громоздким и перегруженным. Прежде всего, по части формы. Здесь очень много танцевальных номеров- прослоек, например, которые порой без должного на то основания появляются на сцене, добавляя, пожалуй (и напрасно), больше внешней динамики и не всегда убедительного бодрого, даже бодрячкового, точнее, взвинчено радостного настроения. При этом исполнительский уровень и старания нельзя не оценить (балетмейстер Н.Секачева).
За этим вихрем не всегда улавливается сюжет- история Забавы и Ивана ,их лирическая тема надолго остается в стороне. Главное сказочное чудо – «Летучий корабль» - тоже как-то не очень запоминается, большое время занимают побочные или второстепенные линии и персонажи. В их исполнении тоже немало внешнего, порой им нечего делать на сцене, поэтому идет перебор и по части суеты, игры лицом и, тотально, звуковой перегруз. Несмотря на то, что замечательный оркестр п/у В.Петухова работает более деликатно, грамотно и мелодично, но, соединившись с остальной шумовой средой, вливается в какофонию. Перебор по громкости очевиден и утомляет ухо. Очень стараются все актеры сыграть «по полной»,обратить на себя внимание, быть непременно смешными , и становятся тоже неоправданно крикливыми. Спектаклю недостает , к сожалению, отбора в деталях и сцен тихих, но осмысленных.
Придумок очень много, часто по-настоящему хороших и смешных . Коса Забавы, например , которая гипертрофированно огромна и прочитывается как канат, что привязывает ее к дому, сдерживает и душит ее свободу. И забавно, и образно ( А.Морозова). Прелестна сцена на балконе ,где встречаются главные герои, - парафраз классического свидания Ромео и Джульетты. Роль Ивана исполняет недавно влившийся в труппу и получивший сильную школу К.Стрежнева К.Балдин. Молодой артист очень подходит для этой роли, органичен и обаятелен. Колоритен Водяной - это вообще один из самых ярких персонажей в этом материале и исполнитель, артист наиболее разнообразен в красках драматических и в вокале - за ним интересно следить , здесь проглядывает своя история превращения в чудо болотное, когда покинул любимую, да и она стала потолстевшей Русалкой – в финале Водяной буквально отрывает ей приросший хвост – очень смешная и вполне узнаваемая человеческая история.
Удачная работа у художников И.Мальгина и Е.Чирковой - ими придумана условно-образная среда. С одной стороны, привычная, вроде даже стереотипно- лубочная, но с большой долей выдумки и иронии, помогающая актерам. Важно еще, что все декорации, как и Корабль, качественно выполнены. Изобретательны и красивы также и костюмы .
То есть, достоинств у данной работы много. Но поскольку мюзикл предполагает гармонию всех сценических компонентов - музыкальных и драматических -, то она пока не достигнута. Думаю, всем исполнителям нужно немного успокоиться, снять премьерное волнение и тогда театральный «Корабль» наверняка взлетит выше.
Наталья Решетникова