Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Летучий корабль", Н.В. Курюмова

Мульфильм, которому без малого сорок лет, по-прежнему популярен,  в том числе, и среди детей. Замечательные мелодии Максима Дунаевского у всех на слуху, строчки из песенных текстов Юрия Энтина – на уме. Тем не менее, превратить мультфильм – в  театральный спектакль; монтаж ярких рисованных эпизодов и лубочных мультяшных портретов – в действие, связное и обладающее неуклонной тягой к развитию – не так просто.

Спектакль начинается празднично. Созданный на сцене художниками-постановщиками потешный мир, где над слегка пошатнувшимся, словно наспех сколоченным из деревянных полешек, городком с высоким теремом, избушками, воротами, яблоньками светят одновременно и солнце, и месяц – с первой секунды  радует глаз.  Кроме «неба» и «земли» в этом сказочном топосе есть и таинственные, почти потусторонние места: лес (за городом) и болото (то самое, где обитает любимый всеми персонаж – Водяной). И располагается болото… прямо в оркестровой яме: мы догадываемся об этом, когда залихватски «запрыгивающий» в нее, прямо из зрительного зала, дирижер «вспугивает» целую компанию лягушат! 

Вообще, такого рода занятных трюков и визуальных «потешек» авторами придумано немало. Они хорошо работают на общий праздничный дух спектакля, учитывая образный мир современного ребенка. Дворцовая стража держит наперевес огромную ложку-вилку… Царевна Забава (Татьяна Мережникова) «прикована» к своей невеселой «царской доле» идти замуж по расчету огромной, оплетающей ее саму кольцами косой (в финале через нее, как через скакалку, будут перепрыгивать влюбленные парочки)… Веселый народец перебрасывается огромными красными яблоками, местные красотки украшены ожерельями из большущих красных бусин… На сцене звучит живая музыка - Жаба дует в саксофон, скоморох тренькает на балалайке … Армией рядовых бабок-ежек, которые в финале своей большой сцены, со словами «Прощай, земля!» выстраиваются в курлыкающий журавлиный клин, командует троица, постарше званием. Эти, старшие по званию бабки-ежки  (Олег Раковский, Александр Черевченко и Игорь Филиппов они же, немного раньше, «оживили» волшебные инструменты для строительства Летучего корабля),  одеты по-пиратски.  Возможно, авторы спектакля обыграли намек на «морскую» тему – корабль же! Кстати, сам корабль – прекрасно придуманный знаковый артефакт: старинный ковш в виде утицы остроумно  «превращен» художниками в  волшебную птицу с парусами-крыльями. Став символом общей мечты о счастье, в финале он «уносит» не главных героев, но еще одну возникшую в сюжете «парочку»: оказывается, комичный Водяной с дредами (Владимир Розин) – когда-то был юношей и  обещал жениться на молодой девице, теперь – Няне (Марина Костюхина), но… сгинул в болоте. Но и спустя годы Няня узнала «своего Федечку» «по глазам», обернулась Русалкой, чтобы стать к любимому ближе – и вот, в финале спектакля, они вместе!

По мысли режиссера Ларисы Абашевой (она  сама сделала инсценировку произведения, сочинив диалоги героев),  семейное счастье в финале обретают все герои:  в счастливый союз вступают не только, само собой разумеется, Иван (Андрей Бородулин) и Забава, но и неумный Полкан (Дмитрий Заводчиков), который очарован одной из бабок-ежек; даже Царь (Василий Овчаров), который берет в жены главного антагониста – Мать Полкана (Татьяна Белова) и, тем самым, усмиряет ее. Что же, такой сказочно счастливый финал – вполне логичен в детском утреннем спектакле, жанр которого, к тому же, заявлен как поп-фолк-мюзикл. И с точки зрения развлекательной – все получилось.

Здесь много веселых, исполненных артистами с удовольствием, азартно, песен, занятных мизансцен, массовых танцев.  Последние, кстати, довольно умело сочинены и поставлены  балетмейстером. Напримиер, танец-сцена, рисующий картины «счастливой» семейной жизни – жены, занятые стиркой, готовкой и укачиванием лялек, а на их фоне – папаши семейств, важно и со знанием  дела, засевшие в трактире… В духе танцев машин решена сцена постройки корабля. Тем не менее, местами (например, в «главной» песне – «Если бы сбылась моя мечта») хореография сбивается на какие-то обще-эстрадные движенческие клише. Сегодня, когда хореографический язык, благодаря интенсивным поискам, небывало изобретателен, многообразен, можно поискать еще более оригинальных, запоминающихся форм танца, синтезирующих фольклорные элементы с современной пластикой.

Но если цели авторов выходят за рамки исключительно, развлечения, если все-таки предполагается удержать внимание ребенка, оставить в его душе след, заронив понимание того, что не все в жизни дается гладко; что любовь и счастье не так очевидно достаются каждому; что кроме потешных Царей, Водяных, добрых Нянь и милых Иванов-Забав встречаются на этом свете самые разные люди, чьи желания и действия  противоречат простым и общечеловеческим истинам; что без стойкости, отваги, искренности, упорства  - невозможно защитить свое право на счастье и любовь, то, конечно, работать есть еще над чем.

На мой взгляд, есть необходимость более основательно, без актерского пережима, с правильными интонациями, подачей и оценками представить диалоги, проработать отношения между героями на сцене. Более точно выявить соотношение «рельефа-фона»: с точки зрения общего смысла, конечно, помогло бы, если бы линии героев  были не просто намечены пунктирно как связки между музыкальными номерами, но все-таки продолжались и развивались, в соответствии с возникающими поворотами событий, не теряясь в общей суете празднично-музыкальной стихии. Чтобы сюжет, который априори  всем известен, не «пробалтывался» наспех, но был пережит – персонажами на сцене, детской аудиторией в зале.  

В самой ткани спектакля есть еще много таких «точек», оттолкнувшись от которых, можно выстроить более  цепкую и внятную «смысловую» конструкцию. Например, авторы вводят достаточно любопытный мотив – она показывает нам предысторию героев, Забавы и Ивана, их детскую дружбу и привязанность; а затем - драматичную ситуацию, когда их разлучают. Вот источник дальнейшего действия: неравенство, разлука – как  же герои выйдут из этой ситуации? Если более отчетливо «доработать» этот мотив, а потом более внятно, психологически точно, подать первую встречу уже повзрослевших героев, то зритель в зале не просто увидит иллюстрацию встречи и обозначения чувства влюбленности, но, возможно, что-то такое, очень волнительное и важное, испытает в собственной душе. И поймет, что толкает Ивана бежать на болото, строить корабль, бороться с врагами и мчаться к своей возлюбленной, спасая саму возможность бескорыстной любви и осуществления той самой мечты, о которой здесь все так хорошо поют… В такой же «доработке», нуждается хорошо придуманная линия Няни-Водяного. Ведь не просто забавные, смешные, чудаковатые герои с куплетами – но живые, уже, было,  потерявшие надежду – и вновь обретающие ее люди, вот кто, в конечном счете, оказывается на Летучем корабле.

И, конечно, сама вечная парадигма добра-зла тоже не должна быть сведена к однозначному лубку. Например, потенциально живая коллизия: алчность, богатство – против сердечности и бессеребреничества (она заявлена сценой, когда, по сути, добрый, но бесхарактерный Царь играет с алчным Полканом в карты на раздевание)  никак не развивается. В какой-то момент, Полкан, совершенно внезапно, переключается на «романчик» с бабкой-ежкой и перестает быть той силой, которая не просто мешает счастью главных героев  и с которой надо справиться ценой невероятных усилий, но которая несет в «мир» свою идею: все можно купить за деньги! (А чувства – ничто!). Если же сам Полкан отказывается от этой идеи (ведь его тоже настигла любовь!), то это изменение и должно быть проявлено более отчетливо, как перелом в душе самого Полкана. Тогда это будет работать на смысл, а не только внешнее действие. Мать Полкана, главная «интриганка»,  тоже не «работает» как пружина действия – она много кричит, суетится, но все это – грубо, иллюстративно, а реальной опасности (чтобы дети-зрители прочувствовали, что наши влюбленные должны отстаивать собственное счастье до последнего, и с волнением следили за исходом этой борьбы) она не представляет.

…Пока линии действия каждого персонажа не выстроены, трудно сказать что-то, кроме общих фраз о работе артистов. В принципе, все соответствуют своим типажам, Иван в дебютной роли молодого артиста вполне обаятелен; чуть более остальных усложнен рисунок роли Царя и Водяного в исполнении опытных артистов, запоминается решительный монолог-манифест  Забавы; но, в целом, в силу не проработанности (пока) своих «партий» в основном все работают в достаточно прямолинейной и, именно «типажной» манере, лишенной индивидуальных характеристик и уточняющих особенностей. В которой легко сбиться на штамп, пережим, излишний крик и подмену внешней суетой – внутреннего развития. 

Н.В. Курюмова