"Лодочник", Н.М. Решетникова
Несколько лет назад постановкой спектакля « Бесприданница » А.Островского театр сделал большой качественный рывок. « Лодочник » молодого современного и рано ушедшего из жизни драматурга Анны Яблонской закрепил и развил, мне кажется, поступательное движение театра.
Поставили его впервые приглашенная режиссер Галина Полищук (Рига, Латвия) и художник из Санкт-Петербурга Ольга Горячева, уже имевшая опыт творческого сотрудничества с «Драмой номер три». Жанр нового спектакля необычен « мистерия о любви». Как непривычны, кажется, для молодого драматурга герои пьесы и темы в ней поднятые.
Спектакль о жизни и смерти, о нашем бессмысленном часто существовании, когда так легко потерять свой путь и облик , и когда , не ведая что творим, теряем самое дорогое- свою индивидуальность, земное предназначение и любовь.
Столкнувшись, словно во сне или пьяном угаре с потусторонними персонажами: Женщина с косой, Деревья, Столб электрический, Иосиф Лауреат, НПМ (Некое Подобие Мужика), - главный герой Сторож (Иван Шмаков) в поисках работы поступает в странное агентство по перевозке туристов по реке «С» с одного берега на другой. Он становится Лодочником - как мы поймем позже – Хароном на реке смерти Стикс. Опора на мифы дает ощущение вневременности происходящего: давно, недавно, всегда. Он начинает, не зная этого, перевозить мертвых в другое пространство с берега жизни.
Мистическое ощущение происходящего создает талантливо придуманное художником сценическое пространство малого зала: уходящие в перспективу, сужающиеся белые кафельные стены с черным прямоугольником открытой двери в глубине - входом в тот самый неведомый нам мир. Усиливают впечатление звуковой фон, работа со светом , музыкальная партитура .
…Это и бассейн с водой, где абсолютно достоверно будут» « плавать » персонажи спектакля, и река с плотом-паромом-лодкой в центре, что может передвигаться с помощью весел. Вообще вода в спектакле - один из наиболее многозначных образов- символов. А вверху - взломанная плоскость потолка и чернота небес.
Это пространство опять же мистически искажает пропорции - выходящие из черной двери актеры будут казаться гигантами. Физическое существование в нем намеренно затруднено. Самые большие нагрузки ( в том числе и физические ) пришлись на долю Сторожа-Лодочника. Иван Шмаков существует на предельной эмоциональной грани, на пике физических возможностей, граничащих, кажется, с реальными травмами. Зрители следят за происходящим с ним с напряженным вниманием, близким к страху.
Но все просчитано и отрепетировано. Все работает не на внешние эффекты, а на смысл – ведь за время спектакля мы наблюдаем за происходящим переломом (настоящей ломкой) в сознании героя, который в пьянстве и безделии, в уходе от трудностей и ответственности опустился до предела, умер еще при жизни.
Ему потребовалось пережить несколько чувствительных ударов головой о стенку, чтобы прийти (вернуться в сознание). Роль такой « стенки» воплощает персонаж
« Столб электрический »( з.а.РФ В. Соловиченко). Столкновение с ним высекает искры, способные включить свет в голове и воспоминания о себе самом, ином, и о забытых близких. И всем нам осознание, что пока мы находимся на берегу жизни, не стоит забывать о смерти - она неизбежна. И потому понимание нашей конечности должно сподвигать нас не губить все лучшее, что Господь создал внутри и вокруг нас. Об этом, в том числе, цветаевское « Еще меня любите, за то, что я умру ».
В спектакле актеры играют слаженно, осмысленно и партнерски точно. Их образы индивидуальны и узнаваемы, одновременно.
Возможно, Геннадий Ильин ( Иосиф Лауреат) точнее нашел эмоционально- философский баланс роли.
Хотя и Ирма Арендт ( Женщина с ведром), и Йог Евгения Белоногова, и ледяная Женщина с косой ( она же служащая бесперебойно работающего агентства) в исполнении Татьяны Петраковой (обобщенные образы и типажи) тоже помогают саднящему пониманию, что смерть, не выделяя никого, равнодушно и деловито делает свою работу.
Поднята в пьесе и спектакле тема любви земной и вечной, в которой клянутся обычно друг другу влюбленные. Вопрос поиска женщиной истинного мужчины, сказочного « Рыцаря на белом коне», за которым можно пойти « хоть на край земли, хоть за край », как и несбыточность этого желания проявляет тоже обобщенный и живой, одновременно, персонаж - « Женщина ».
Инге Матис, прекрасной во всех отношениях актрисе и женщине, эта роль близка. Она играет существо тонкое, хрупкое внешне и с прочным стержнем внутри – принципами верности, честности, долга, любви. Она ранима и горда.
Очнувшийся от страшного сна-забвения герой будет запоздало пытаться сохранить ее, не пустить за черный порог (она находится в коме, на шаткой грани «между»). Пытаясь совершить, наконец, поступки достойные настоящего мужчины, он будет пытаться оживить ее энергией своего чувства, осознанием своей вины и покаянием. Но нет, не сможет, не удержит. Если бы раньше, если бы был рядом, если бы не свернул в сторону…
В жизни есть знаки и подсказки, но мы редко их считываем. Мы вновь и вновь совершаем роковые поступки, не предугадывая их последствий; в большинстве живем бездумно и расточительно, теряя себя и близких.
Вероятно, в рассуждениях моих много и « от себя », но к мыслям этим привел меня и взволновал серьезностью и значимостью разговора, как и художественным решением, спектакль каменцев « Лодочник ». При этом он не мрачный – но, через боль, просветляющий.
PS. Было бы нечестно не видеть определенных минусов в решении и актерских работах. Они есть и странно, если бы отсутствовали совсем. Возможно это как раз показатель сложной и живой работы.
Наталья Решетникова
февраль 2016 год