Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Лодочник", Н.М. Решетникова

        Несколько лет назад постановкой спектакля « Бесприданница » А.Островского театр сделал большой качественный рывок. « Лодочник » молодого современного и рано ушедшего из жизни драматурга Анны Яблонской  закрепил и развил, мне кажется,  поступательное движение театра.

Поставили его  впервые приглашенная  режиссер Галина Полищук  (Рига, Латвия) и художник из Санкт-Петербурга Ольга Горячева, уже имевшая опыт творческого сотрудничества с «Драмой номер три». Жанр нового спектакля необычен « мистерия о любви». Как непривычны, кажется, для молодого  драматурга герои пьесы и  темы в ней поднятые.

         Спектакль о жизни и смерти, о нашем бессмысленном часто существовании, когда так легко потерять  свой путь и облик , и  когда , не ведая что творим, теряем самое дорогое- свою индивидуальность, земное предназначение  и любовь.

Столкнувшись, словно во сне или пьяном угаре  с потусторонними персонажами: Женщина с косой, Деревья, Столб электрический, Иосиф Лауреат, НПМ (Некое Подобие Мужика), -  главный герой Сторож (Иван Шмаков)  в поисках работы  поступает в странное  агентство по перевозке  туристов по реке «С» с одного берега на другой.  Он становится Лодочником - как мы поймем позже – Хароном на реке смерти Стикс. Опора на мифы дает ощущение вневременности происходящего: давно, недавно, всегда. Он начинает, не зная этого, перевозить мертвых в другое пространство с берега жизни.

          Мистическое ощущение  происходящего создает талантливо придуманное художником сценическое пространство малого зала:  уходящие в перспективу, сужающиеся белые кафельные стены с черным прямоугольником открытой  двери  в глубине - входом в  тот самый неведомый нам мир. Усиливают впечатление  звуковой  фон,  работа со светом , музыкальная партитура .

…Это и бассейн с водой, где абсолютно достоверно будут» « плавать » персонажи спектакля, и река с плотом-паромом-лодкой в центре, что может передвигаться с помощью весел. Вообще вода в спектакле - один из наиболее многозначных образов- символов.  А вверху - взломанная плоскость потолка и чернота небес.

          Это пространство опять же мистически искажает пропорции - выходящие из черной двери актеры будут казаться гигантами. Физическое существование в нем намеренно затруднено. Самые большие нагрузки ( в том числе и физические ) пришлись на долю Сторожа-Лодочника. Иван Шмаков существует на предельной эмоциональной грани, на пике физических возможностей, граничащих, кажется, с реальными травмами. Зрители следят за происходящим с ним с напряженным вниманием, близким к страху.

Но все просчитано и отрепетировано. Все работает не на внешние эффекты, а на смысл – ведь за время спектакля мы наблюдаем за   происходящим переломом  (настоящей ломкой)  в сознании героя, который в пьянстве и безделии, в уходе от трудностей и ответственности опустился до предела,  умер еще  при жизни.

           Ему потребовалось   пережить  несколько чувствительных ударов головой о стенку, чтобы прийти (вернуться в сознание). Роль такой « стенки» воплощает  персонаж

« Столб электрический »( з.а.РФ В. Соловиченко). Столкновение  с ним  высекает искры, способные включить свет в голове и воспоминания  о себе самом, ином, и о забытых близких. И всем нам осознание, что пока мы находимся на берегу жизни, не стоит забывать  о смерти - она неизбежна. И  потому понимание нашей конечности должно сподвигать нас не губить  все лучшее, что Господь создал внутри  и вокруг нас. Об этом, в том числе, цветаевское « Еще меня любите, за то, что я умру ».

В спектакле актеры играют слаженно, осмысленно  и партнерски  точно. Их образы индивидуальны  и узнаваемы, одновременно.

Возможно, Геннадий Ильин ( Иосиф Лауреат) точнее нашел эмоционально- философский баланс роли.

Хотя и Ирма Арендт ( Женщина с ведром), и Йог Евгения Белоногова, и ледяная Женщина с косой ( она же служащая бесперебойно работающего агентства) в исполнении Татьяны Петраковой  (обобщенные образы  и типажи) тоже помогают саднящему пониманию, что смерть, не  выделяя никого, равнодушно и  деловито делает свою работу.

              Поднята в пьесе и спектакле  тема любви земной  и вечной, в которой  клянутся обычно друг другу влюбленные.  Вопрос поиска женщиной истинного мужчины, сказочного « Рыцаря на белом коне», за которым можно пойти « хоть на край земли, хоть за край », как и несбыточность этого желания  проявляет  тоже обобщенный и живой, одновременно, персонаж -  « Женщина ».

Инге Матис,  прекрасной во всех отношениях актрисе и женщине, эта роль близка. Она играет существо тонкое, хрупкое внешне и с прочным стержнем внутри – принципами верности, честности, долга, любви.  Она ранима и горда.

             Очнувшийся от страшного сна-забвения герой будет  запоздало пытаться сохранить ее, не пустить за  черный порог (она находится в коме, на шаткой грани «между»). Пытаясь совершить, наконец, поступки достойные настоящего мужчины, он будет пытаться оживить ее энергией своего чувства, осознанием своей вины и  покаянием. Но нет, не сможет, не удержит. Если бы раньше, если бы был рядом, если бы не свернул в сторону…

              В жизни есть знаки и подсказки, но мы редко их считываем. Мы вновь и вновь совершаем роковые поступки, не предугадывая их последствий; в большинстве живем бездумно и расточительно, теряя себя и близких.

             Вероятно, в рассуждениях моих  много и  « от себя », но к мыслям этим привел меня и взволновал серьезностью и значимостью разговора, как и художественным решением,  спектакль каменцев « Лодочник ». При этом  он не мрачный – но, через боль, просветляющий.

PS.   Было бы нечестно не видеть определенных  минусов в решении и актерских работах. Они есть и странно, если бы отсутствовали  совсем. Возможно это как раз показатель сложной и живой работы.

Наталья Решетникова

февраль 2016 год