Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Любовь людей", Т.А. Филатова

Рецензия на спектакль «Любовь людей» (Д. Богославский)

Ирбитского Драмтеатра им. А.Н. Островского

(режиссер Леван Допуа)

   Жанр спектакля определен как «сцены из реальной жизни»… Странно, но почему-то получается, что и играют – актеры из «этой же самой реальности» - «маленького городка», и время – сегодняшнее, и ситуации – вполне понятны, и, если и не переживаемая лично (упаси бог!), но, по крайней мере, абсолютно узнаваемы, - и при этом, ощущение этой самой «реальности» - как-то не вполне возникает, и чего важного из всего этого – так и не ухватывается.  А вроде бы даже и играть - ничего не надо, и в зале – все те же – персонажи, практически, той же разыгрываемой пьесы… Реальность просто так не дается, вопрос достоверности тут – самый главный, и он так и остается. Реальность на сцене требует своего приема, театрального хода. И способа существования.

     Один из приемов – центральный, можно обозначить как - «кадриль». В буквальном смысле. Спектакль так и начинается: на сцену выводятся поочередно все персонажи – закручиваясь в танце, выстраиваясь в определенные фигуры, закручивается и сюжет. Развиваясь и доходя до финала. (Правда, хороший ход  не выдерживается до конца, на протяжении спектакля, особенно во втором действии, будто выдохшись, - танец как-то весь иссякает, и о нем будто бы забывают, а между тем, по законам той же логики, он бы должен был сорваться наконец со своей оси, раскрутившись, как и вся история – до своего предела. Танец должен был перестать быть танцем. А жизнь – жизнью.) Кадриль сама по себе – достаточно органична – как относящаяся к «народной» традиции, она репрезентативна (и все же, звучит как-то чрезмерно и слишком жирной краской, - врываясь в основное действие, тем более, что возможны и другие песенные вариации, которых на сегодняшний день достаточно для выбора. Но это уже дело, конечно же, вкуса, и режиссер тут полный хозяин.).

     История, в общем-то, страшноватая: как жена убивает мужа (неважно пока, почему), а он – приходит (во снах, т.е. в иной, ставшей ему, реальностью), и ничего не решается все равно, и жизни как не было, так и нет, и только в финале - еще одна-две - смерти. В таких историях, имеющих обозначение как «народные» (все-таки тут сразу же оговаривается, как – «Любовь людей», даже вынесено в заглавие) смерть всегда где-то рядом, причем, в данном случае – даже выводится на сцену – в буквальном виде: трупп вытаскивается на всеобщее обозрение, и он еще долго и налично выразительно тут присутствует. И при этом кадриль – как веселый, в общем-то, танец – снимает излишний серьез, уводя все проживание – куда-то вглубь, делая и жизнь и смерть – перемежающимися моментами, трагедийность тогда по-настоящему прозвучит, когда будет подана в нужном (даже противоположном по знаку) обрамлении. С этим, в общем-то все ясно. Правила игры четко заданы. Ну, а что дальше?

         Если оставить за скобками возможные вопросы к звуку и свету, какие-то чисто технические неполадки  существования актера на сцене, то все равно встают вопросы – уже сущностного свойства. Во-первых, мотивы поведения персонажей: с самого начала появление, напр., Сергея – участкового (арт. Яков Дергачев) – в состоянии то ли – задумчивости, то ли еще какой «самоуглубленности», так и остается не расшифрованной. Он уже, видимо, влюблен – в Люську (ар. Ирина Татарникова), он – новый претендент на ее руку и сердце (мужа Коли – арт. Виталий Старожилов – уже в живых нет, хотя пока об этом вроде бы и не знают (за исключением той же Люськи) причины его исчезновения), его постоянно спрашивают, что же с ним, собственно, происходит, что он ходит, как в воду опущенный, но ответ – как-то так и остается невыясненным. И приходится играть –  все именно в буквальном смысле – эту «опущенность» плеч, «повешенную голову».  Дальше – появление Люськи. И тоже – все на переднем плане, крик – резкий, вдруг, ничем не подготовленный. Любят ли они друг друга, или просто – внушают себе… Гадать тут приходится буквально «на кофейной гуще», проживать персонажам просто не на чем, ничего «не подложено». Любовь, наверное, вообще играть сложно (как-то не компонуются эти два слова, тем более, - смысла), но в пьесе заявлено. И пьеса вся – о любви. Сначала и до конца. Снизу и доверху. И все персонажи только о ней – треклятой! – и говорят: и обе матери – главных героев, - и многочисленные их друзья… - Какая она – любовь все-таки? Если она – любовь людей, тем более. (Не даром Сергей как-то проговаривает: как, мол, легко каким-то там птичкам: хвост распушил, и все ясно, а как вот тут – подойдешь к ней? С чего начать, чем кончить? (Как будто только служба в армии лишила его возможности потренироваться в свое время, и теперь вот он такой неприкаянный и вовсе неумеха (что-то в это верится слабо, глядя на артиста на сцене. Вряд ли у него с этим проблемы). – Но они могут быть, конечно. Если – любовь - и  на самом деле, она всех делает – как бы рождаясь заново, и ничего, оказывается, не знаешь и не умеешь, несмотря, что и в «армии не был»). Короче, чего-то тут с любовью у героев не очень-то получилось.)

    А вот с любовью Люськи к Коле – убиенному ею (причем, с такой легкостью – прямо на глазах у зрителя: вот она – доведенная до предела возмущенная женщина!) – разыгрывается со всей страстью. И прямо перед зрителем, самым крупным планом. Тут любовь есть. Действительно. (И закрадывается ужасная мыслишка, а может, русская женщина только и может любить – что покойника? Ужас просто. Но и – может быть, а кто ее знает, любовь-то… Загадка, короче, тайна великая сия есть.) А что, собственно, ее так мучит, Люську-то? Ведь и от выпивохи-мужа-чудовища – избавилась (чуть не сказать – благополучно, но все-таки никто ведь так ничего и не узнал, пропал и пропал, и никто бы не доискался, и искать бы особо не стал, единственно, кто призван и вроде обязан – тот же Сергей – успокоился, ему вообще-то не этого надо, он вроде бы только и озадачен – осталась ли она наконец-то одна, и муж не вернется ли вдруг?), а жизни все нет. Муж потому и приходит по ночам (хотя, может быть, по ночам надо бы чем-то иным заниматься, новый муж рядом под боком, может, тогда бы и прежнему некуда было соваться…). Но тут, наверное, - совесть. Убила, все-таки. (Хотя и объяснение ясное и всем известное – пьянка. Нечеловеческое обращение с ней и с ребенком. Она защищалась и защищала. Сил нет больше.) Но если б все было так просто – и нечего, может, и огород городить. А почему он пьет, собственно? Не зря же она – уже с Сергеем – в подарок – бутылку – и говорит: собирай коллекцию. Пригодится. Т.е. и его ждет - все то же самое. Пусть он тоже готовится. Значит, его что-то ждет. С ней в будущем. Пускай не обольщается. И тогда понятно, что же ее мучит (кроме, собственно, самого убиения, хотя и этого более, чем достаточно, чтобы самой повеситься), но и тут ее часть вины. Недаром (в пьесе же) друг Сергея ему говорит: все зло от женщин. И фраза вроде бы – легкая, даже шутливая. А – не до шуток. Что это за роль такая зловещая – Женщины в жизни Мужчины? Спасение это или наоборот – нечто иное? Женщина как страдающее, а Мужчина? И кричит, кричит, как заклинание Сергей в финале – что никто, никто не виноват! Но – сам же лезет в петлю, до того – покончив со своей любовью. Не виноват – изначально, но становится виноват, затянув петлю – и у себя на шее. Это, конечно же, не не просто социальная драма, но заявка на метафизику Мужчины и Женщины, на нечто Тайное и Заповедное… И от этого – неразгаданное и страшное. И страшно интересное… Вечное как вопрошание. Но все это – так и остается «за кадром», больше – намеком, съезжая на простое проговаривание текста, а не – проживание или выход на Сущностное. Отсюда и ощущение время от времени – некоей ходульности и в проброс рассказанная история.

       Чехарда сменяющейся молодежи – все со своими любовями, криками, мучениями, на сцене вообще – много пьют (так подробно, что иногда кажется – исчезни водка, ну, хоть на месяц, и нет возможности ни откуда завести или гнать самому – и все проблемы разом исчезнут, и вдруг все станут счастливы! - но это, конечно же, иллюзия). (Хотя пить - все-таки – хотелось бы, чтоб поменьше.) Ближе к финалу – в массовой сцене, когда маховик уже раскручивается на последних оборотах – и появляется в подгулявшей компании – как одной порукой-виной – все повязанные, - Сергей: вдруг возникает еще одна музыкальная тема: песня, которую под гитару поет Славка Чубасов – Чубас (арт. Тимофей Назаров): про «вот них», про тех, про народ, кто – не попадает на экраны, про которых «не пишут – не поют». (Хотя, по-моему, как раз сейчас про таких вот – и все почти сериалы, и песни, и все прочее. Но – звучит как обличение и откровение, почему-то.) Это было бы еще возможно слышать лет двадцать пять назад, но не сейчас. Но – бог с ним, если такое ощущение…)

      Особо, конечно, надо сказать о «старшем поколении»: мамы – мать Люськи – Ольга Борисовна (арт. Оксана Иванова) и мать Сергея – Лидия Федоровна (арт. Элеонора Землянская) – в общем-то никакой трагедии предотвратить не могут (как часто и в жизни бывает), несмотря на всю их любовь и сопереживания. Их роли понятны и вполне внятно сыграны (жаль только, что роль в жизни детей так незначительна – но это по пьесе так).

     Как обычно для этого театра – выразительна декорация (художник – Виктор Моор): центральный штырь – вертикаль-дерево – на котором – вся жизнь, устремленная в небо, и - воткнутый в землю - крест. А по кругу – развешанные полотнища простыней: зима-смерть-забвение, заканчивающиеся в финале – удавками – белыми шарфиками – на шеях всех молодых героев. (Все тут одним миром мазаны и повязаны на этой смерти, как будто были уже как-то в одной сцепке и в одной ситуации. Хотя никаких по ходу спектакля оснований для такого суждения – осуждения, в общем-то, нет.) И – удавки… Как символ смерти – белые шарфики, считывается, конечно, и, наверное, даже где-то оправдано… Но как элементы одежды – у этих вот самых ребят… - Это уж перебор, конечно. Поверить в белоснежность… - Это все-таки не детский новогодний утренник… 

      Тема вечная – Любовь, но тут важно расставить акценты: Любовь это - людей, или - любовь Людей… И что же это тогда за такие люди – Люди? Которые так - любят, не любя. И убивая - любят… Социальной драмы – явно недостаточно (и это радует), а на большее пока чего-то не хватает. (Хочется верить, что это временные трудности.) Все-таки тема вечная, и значит, есть еще время. Просто-таки – умотаться…

Татьяна Филатова

06.12.2013г.