Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Мишка косолапый" и "Русалочья сказка", Н.М. Решетникова

           Спектакль « Мишка косолапый »  саставлен из нескольких русских народных сказок, объединенных тем, что главный персонаж в них – Медведь. Автор инсценировки и постановщик – гл.режиссер театра  А.Мирошкин, художник- Л.Гусарова. Театральных изысков  в спектакле нет – это вариант традиционного,  незатейливого кукольного спектакля, что называется, « вне времени ». Три актера. Они скоморохи- рассказчики и кукловоды. Привычные русские народные  мелодии, песни и переплясы, гапитные  куклы, разноцветные « ярмарочные»  ленточки и флажки, декорация-подобие детской книжки – трансформера-раскладушки.

           Что касается художника, то им, к сожалению, допущено немало  просчетов. Не выверены масштабы элементов декорации и кукол ( дом трех медведей, например, несоразмерно мал по сравнению с куклой Маши , а  лошадка много меньше куклы возницы  и проч. ) Не продумана цветовая гамма: и без того небольшие куклы на фоне костюмов артистов  зачастую теряются, т.к. выполнены в подобных  же тонах. То же происходит и с декорациями, а  кроме прочего, они невыразительные и блеклые. И то, что в театре давняя проблема со сценическим  светом,  не лучшим образом  сказывается  на спектакле. Потеря в  театре кукол этого необходимого и сильного средства выразительности сегодня уже недопустима, нужно как можно  скорее приобретать современное световое оборудование!

              Спектакль длится 55 минут и для малышей (а их в зале большинство) это метраж избыточный, они попросту  устают. Тем более, что спектакль не изобилует художественными придумками, трансформациями, событийным , интонационным  и проч.разнообразием.

              Важно ,чтобы каждая  история была не только интересно  рассказана с помощью кукол, но имела свои выразительные  особенности, свою  смысловую нагрузку. В них- кульминацию , четкое завершение и то, что называется внятный « нравственный урок » - надо ли напоминать, что детский театр, играя, воспитывает ?  Здесь же в повествовательном  потоке  многое оказывается размытым.  И то, что во всех четырех сказках  Медведь - одна и та же кукла, можно было бы, наверное, обыграть и сложить не случайным образом, а без этого начинаешь жалеть, что  и здесь нет разнообразия.

             Безусловно,  положительное  в спектакле « Мишка косолапый » то, что  в Новоуральском театре практически всегда имеет знак качества – это актеры, их отдача, слаженность, обаяние, мастерство. Они стараются дать жизнь даже не самым удачным куклам.  Опытный  Андрей Данченко вновь подтвердил свой уровень, но и в адрес двух  занятых в этой работе актрис-дебютанток  Татьяны Лузиной и Анастасии Мужайловой можно сказать добрые слова. Кажется, что они  влились  в работу очень органично и уверенно.

             « Русалочья сказка » - работа приглашенных из Санкт-Петербурга режиссера А.Уставщикова и художника А.Кардаш. Музыкальное оформление Д.Кузнецова. Как и в первом случае, режиссер еще и автор сценической  версии,  в основе которой лежит народный фольклор (так указано в программке). Совпадения и в том, что в этом спектакле  тоже работают три актера- только уж совсем самые опытные и мастеровитые засл.арт.РФ Наталья Булдакова (Кот) , Наталья Бурдина (Русалка) и Андрей Данченко ( Дед).

          Спектакль этот демонстрирует попытку создания спектакля зрелищного, содержательного и подлинно кукольного. Первое, на что обращаешь внимание, это как раз куклы. Совсем небольшие, они чрезвычайно выразительны, их конструкция позволяет делать их по-настоящему живыми: они гибкие , у них закрываются глаза, действуют рты, ноги и руки(лапки). Режиссер использует еще маски, ростовые куклы, теневой театр. Музыка, фантазийное использование света - все работает на создание атмосферы действия не бытового, заходящего на территорию не просто сказки, но притчевого, инфернального ,потаенного. Домик Деда, где он не хочет слезать  с печки, оказывается окруженным целым миром неведомых существ, загадочных превращений и событий, иногда страшноватых. Фольклор дает для этого пищу. Тем более, что режиссер и автор пьесы воспользовался сюжетными линиями и  персонажами не только русских сказок и былин, но и  народов севера, как минимум. Отсюда и музыкальный микст и, сообразно ему, пластический рисунок сцен.

           В спектакле много художнических (и художественных) придумок. По центру сцены стоит бочка. Она может поворачиваться,  переворачиваться, трансформироваться неожиданно и интересно. То это колодец, то озеро, то забор или мостки… Придумок ( таинственных и забавных) здесь много  - например, как в бочке раскололся лед и Дед ведром вытащил Русалку, в которую сразу влюбился- так она была хороша и невероятна. К слову, художнику в ее кукле удалось передать и жутковатость этого персонажа: когда у нее закрыты веками глаза, она вызывает ощущение опасности. Детям есть за чем следить  и чему удивляться.

            Имея подобный арсенал выразительных средств , актеры используют его, что называется, на все сто. Они сами (и это очевидно) получают удовольствие от работы в этой сказке.  В спектакле всего три персонажа  и артисты создают три совершенно удивительных и не повторяющихся по жанровым и психологическим находкам героев, создают среду и атмосферу. Дети благодарно откликаются на все проделки Кота в руках Натальи Бурдиной, смеются над ленивым Дедом и сочувствуют ему, обманутому коварной Русалкой-оборотнем. Заворожено наблюдают за Русалкой, о существовании которой  им рассказывали сказки. А здесь они увидели ее, « живую»,  своими глазами.

             Ну, а теперь « про что и как? ». Драматургия,  как было сказано, создана режиссером данного спектакля, и проблем с текстом, его композицией оказалось много. Прежде всего, попытка обнять необъятное, когда спектакль невольно дробится на несколько сюжетных линий, которые трудно свести к внятной, цельной истории с понятными детям сюжетом и моралью. Про что спектакль? Он вроде про лень ( здесь – лодыря  деда)  и четверть почти часового спектакля занимает  первая сцена, где Кот пытается растормошить хозяина и заставить его хотя бы воду носить. Забавно, но долго, бездейственно не по количеству внешних движений и слов, а событийно.

           Неожиданно длинная жанровая сцена завершается словами Деда, что жениться надо. Дальше - линия Русалки. Дед  выловил ее нечаянно, вместо рыбы, и влюбился (в показе этого внезапного чувства режиссер вместе с актерами нашли немало юмора.) Кстати, Дед совершенно оказался не ленив - носит и носит любимой воду, чтобы в своей среде жила. Русалка по ночам превращается трижды в ________, которые вроде хотят отнять дом у Деда и Кота. Возможность потери самого важного для человека - своего Дома -  тема важная сама по себе. Она вроде заявлена, но  тоже регулярно оставляется: непонятно, что важнее для драматурга- режиссера?  Каковы должны были быть  главные  смысловые, ритмические, эмоциональные акценты? Их, а значит и сюжетной и понятийной четкости недостает.

          Существенной проблемой драматургического текста этого спектакля (в определенной степени она была и в  спектакле « Мишка косолапый ») становится переизбыток текста. Малым детям его физически трудно воспринимать на слух и, конечно, понимать, тем более, что (как предупреждает их  зав.лит. театра перед каждым спектаклем) текст будет необычный.

         Вот такой результат- с большими достоинствами и рядом  досадных просчетов.

Наталья Решетникова