Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Мы, нижеподписавшиеся", М. Шелепова

Сезон Нижнетагильский театр им. Д. Мамина - Сибиряка решил открыть успешной премьерой прошлой весны. В спектакле «Мы, нижеподписавшиеся» задействованы не только местные артисты театра, но и столичные: Анна Большова, Анатолий Кот и Андрей Кузичев, этот факт ставит спектакль в особый для театра ряд. Отрадно, что спектакль уже не первый раз идёт на сцене театра и приглашенные артисты по-прежнему в нём участвуют. Это важно и для нижнетагильских артистов, и для зрителей, и для художественной стороны спектакля.

От событий вокруг спектакля перейдём к событиям в спектакле.

Первый акт начинается с монолога главного героя — Лёни Шиндина о том, что он может хорошо работать только будучи при ком-то и такого человека он нашёл, это его нынешний начальник — Егоров. Настоящий человек и большой профессионал. Ради него-то Лёня и вскакивает в уже отходящий поезд.

Главный антагонист Лёни – его коллега Малисов. Второй акт начинается с симметричного монолога Малисова, который также объясняет, кому и почему он служит. Лёня служит Егорову, который хорошо знает дело, работает на совесть, но мало думает о своих подчинённых и их бедах, а Малисов —  Грижилюку, подлецу и бездарному руководителю, который зато заботится о верных подчинённых: и связями поможет, и квартирой. В процессе действия мы узнаем, что у Лёни уже семья разваливается из-за того, что он не считает правильным просить у своего начальника ни расширения квартирных условий, ни даже домашний телефон установить. А вот Малисов не стесняется попросить у Грижилюка помощи в личных делах, а потом платит за это пособничеством в нечистых махинация.

Вся история разворачивается в вагоне поезда, по классическому канону — единство времени, места и действия. В качестве декораций на сцене подобие вагона (художник Мария Рыбасова), а действие переносится то в купе, то в коридор, то на перрон, то на подножку поезда. Пространство оформлено аскетично и внешне просто, но обыгрывается интересно, театрально, есть движение и жизнь.

Чего не скажешь об актёрах, которые то движутся, то нет. Порой возникает суета и кутерьма из-за обыгрывания дорожных условий. Первыми на сцене появляются Малисов (Игорь Булыгин) и Лёня Шиндин (Юрий Сысоев), но ничто в их движениях не выдаёт, что они вообще-то едут в поезде. Это, возможно, и не привлекло бы внимания, но вот на сцене появляется Алла Шиндина (Анна Большова), слегка покачиваясь в такт движения поезда. Яркий диссонанс. Вообще, в материале пьесы не раз обыгрывается именно поездная тема, в смысле предлагаемых условий существования,  в спектакле же есть в этом отношении некоторая небрежность.

Возможно, такое лёгкое отношение к предлагаемым обстоятельствам места действия оправдывается попыткой режиссёра вывести историю за границы «производственной драмы» и бытового реализма. В спектакле есть сцены (например, первое появление комиссии в купе, где едут Шиндины и Малисов, или речь председателя комиссии Девятова (Сергей Зырянов), которую он произносит как будто из телевизора), которые «выпадают» из общего строя спектакля, как бы рисуя подоплёку происходящего, истинные мотивы и лица.

Музыкой, светом и трансформацией декораций режиссёр задаёт действию динамику, которую, к сожалению, артисты не поддерживают. Из-за этого некоторые сцены провисают или становятся непонятными. Не хватает напряжения, например, в эпизоде в купе, когда Алла Шиндина от неловкости и общего смятения запевает песню, которая вдруг выходит сначала в «расколбас», а затем в «отходняк». Накал и облегчение не считываются, не перебрасываются в зал, в итоге сцена выглядит вставным номером в спектакле.  

Пьеса Александра Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся» редко выходит на подмостки. У пьесы есть удачная киноверсия, воплощённая в 80-х годах Татьяной Лиозновой, театральная история насчитает лишь несколько постановок. Видимо отпугивает жанр «производственная драма» и советские реалии, вокруг которых выстраивается сюжет. Выбор драматургии для спектакля принято оправдывать актуальностью. Правда под актуальностью обычно понимают остроту темы и порой некоторую провокативность.  Далеко не всегда это уместно. Спектакль «Мы, нижеподписавшиеся» в этом смысле не актуальный, он – современный. Стильная, аскетичная декорация, перенос истории в современные реалии за счёт режиссёрских акцентов, попытка поднять не теряющие остроты проблемы: бессилие человека перед системой, декларативность заявлений, непорядочность, выбор между личным и общественным. Заканчивается спектакль тоже современно – беспросветностью. Нет больше веры в светлое будущее, нет веры в слова и обещания, нет веры в честность и принципиальность. И хотя драматург закладывает в пьесу потенциал и другого, более оптимистичного финала, режиссёр Владимир Скворцов решил не давать зрителю надежды, делая главного героя не борцом за справедливость, а скорее чудаком. Всё у него как-то ни шатко ни валко, и в итоге ничего не получается. На честности и порядочности далеко не уедешь.

«Мы, нижеподписавшиеся» позиционируется как проект по интеграции столичного и регионального театров. Затеял его «Уралвагонзавод» на своё 80-летие. Продюсер проекта Ольга Галактионова собрала команду и привезла её в Нижний Тагил, но и нашим артистам приходилось ездить на репетиции в Москву. Работа была не простая, но ансамбль сложился и теперь необходимо его сохранить, потому что интерес к спектаклю, любовь публики будут держаться только за счёт со-действия артистов московских и нижнетагильских. И эту изначальную идею театру важно хранить до последней силушки.    

Марина Шелепова

2016 г.

 

2016 г.