Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Огниво", Н.М. Решетникова

"Огниво"

Поскольку в театре давно нет главного режиссера, он вынужден обращаться к помощи постановщиков « со стороны ». И  результат зависит от того, повезет или не повезет в каждом конкретном случае. 

«Огниво» по сказке Г.Х.Андерсена поставили Сергей Гальперин (автор пьесы и композитор) и  Борис Ходырев (режиссер). Оба они из г.Озерска Челябинской области. Удивило что сам автор  знаменитой сказки в программке не указан вообще. Случайность это или нет, мы не знаем. Но  известный  сюжет о  вернувшемся домой солдате и его приключениях  изрядно переделан.  Убраны или адаптированы наиболее серьезные   линии, в чем   прослеживается   давняя  традиция многих театров кукол не очень загружать головы мыслями  и  не тревожить чувства  детей.

         Андерсен придумал занимательнейшую историю, полную сказочных, но  при этом нешуточных испытаний для героев.  Примерно, ее нравственный урок можно было бы скорее свести  к русским пословицам : « без труда не вытащишь и рыбку из пруда » и « не  все то золото, что блестит ». В спектакле  же  все плоско -  очередная  сказочка, где поучительных  испытаний главный герой не проходит,  и желаний у него больших нет: покурить, поесть и  жениться на принцессе.  Что и исполняется в итоге.

          Возможно, постановщики решили « взять» зрителя красотой и фантазией, сильными актерскими работами, изобретательными  декорациями и куклами, что само по себе уже эстетически ценно? К сожалению, ничем подобным спектакль « Огниво»  тоже не блещет. Начинается он с традиционного « живого плана »- некое Лицо от театра в черной накидке и цилиндре здоровается  с детьми, обещает рассказать необыкновенную сказку. Он называет себя Хозяином  театра ( арт. Станислав Белецкий). На сцене большой и красивый шатер, который все время открывает и закрывает именно этот персонаж.  На  том его функция заканчивается и  потому он, как и еще несколько поющих и танцующих под фонограмму актрис ( Ольга Потапенко и Наталья Уланова) ,  скорее, тоже «слуга просцениума ».  Внутри  шатра   располагается небольшой театр, где происходит сама история ( прием театра в театре). Актеры то кукловоды, то просто  реалистические персонажи, как бы выходящие из образов и играющие  историю «про любовь».

          Художник  Андрей Степанов остановился, кажется, на придумке центральной конструкции, а дальше не проявил особой изобретательности:  цвета рисованных задников  сливаются   с   похожими  по тонам    куклами  и их одеждой. Необъяснимо активное использование черного цвета в костюмах и платьях исполнителей.  Пещера, где хранится огниво   - одно из самых загадочных и интригующих мест в сказке, -  никак не придумана. Подобно  фальшивому очагу в « Буратино», она просто обозначена  как некое нарисованное на дереве дупло, но, в отличие от первого, ничего  больше не раскроется и не заворожит тайной.

           Большое огорчение  – куклы-марионетки: они не «живут»  и на четверть заложенных в них возможностей. И здесь две причины: они не очень профессионально исполнены и  плохо пока освоены  артистами. Совершенно  не действуют у кукол руки, что сразу делает движения марионеток однообразными и невыразительными. Кроме того, у них нет профилей, из-за чего  они используются в основном фронтально, что тоже обедняет пластику каждого персонажа . Наименее интересными  во всех отношениях мне показались  Солдат и три Собаки.  Главного  героя было доверено сыграть  студенту второго курса Александру Рукгаберу.   А ему еще трудиться и трудиться  над  азами профессии актера-кукольника. Особенно ему сложно в  живом плане  ( объяснение и танец и Принцессой), тут  юноша совсем теряется. Плохо придуманы три собаки: они  выглядят как   неопрятные черные болонки разного размера с уродливыми  глазами-блюдцами. Всю работу за  них, беспомощных , делают артисты, стоящие в кулисе или прикрытые плащом. Видна   рабочая  изнанка: не скрываются  руки и головы артистов, ведущих марионеток. На обсуждении исполнители  рассказали, что так было задумано режиссером, но такое объяснение, увы, нечем  было  подкрепить. Лишь в самом начале, и то не очень внятно,  мелькнул  намек на то, что « мы играем  в театр» . Если бы этот прием был акцентирован , последовательно и убедительно   проведен, то многие вопросы могли бы, вероятно, отпасть, поскольку он  допускает  как открытое ведение кукол  и сочинение на ходу,  так и любые прочие неожиданности, вплоть до импровизации. Но не в нашем  случае. Здесь все  смотрится технической грязью, небрежностью, неумелостью. Вызвал недоумение вид Короля (шарообразная  кукла с шеей из веревки) ,похожего на китайского болванчика(?). Вообще куклы  здесь словно из разных спектаклей.

           Однако  не  все безнадежно: вполне достойно выглядит работа Кристины Шварц  (Ведьма), да и в целом все актеры искренне стараются. Но вопросов по сюжету,  по  работе художника и композитора, по решению персонажей возникает множество. Их было некому задать: постановщики уже давно оставили спектакль.  Это тем более обидно, что сама сказка Андерсена давала возможность сделать совсем не проходной спектакль.

            Коллектив остался один на один со спектаклем, но теперь только в силах актеров и иных служб театра ( свет, звук)  сделать  свою  творческую работу  лучше  с точки зрения владения профессиональным мастерством . Возможно тогда  спектакль« Огниво» станет хотя бы отчасти  более внятным и выразительным. Здесь  точно есть резервы.

Наталья Решетникова

декабрь 2015 год