Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Пенелопа", М. Лупанова

Премьера спектакля состоялась еще 3 июля, понятно, что в конце сезона далеко не все зрители смогли ее посмотреть, потому для многих показ музыкальной комедии «Пенелопа» Александра Журбина в начале нового театрального сезона и стал поистине премьерным. Выбор произведения был сделан, видимо, с учетом того, чтобы принять участие в фестивале к юбилею композитора, который идет весь 2015 год (в разных городах страны ставятся его театральные произведения, звучит музыка в концертах).

Если, в случае со спектаклем, «Веселая вдова», шла речь о сокращенной версии, то «Пенелопа» показалась бесконечной и, не исключено, что более компактная редакция пошла бы ей на пользу. Тем не менее, с первых же минут зрелище увлекло зрителя (режиссер з. р. к. РФ Валерий Долганов) – под звуки ударных на экране с помощью песочной анимации перед нами прошел ряд своего рода «фото» цвета сепии из жизни Древней Греции, которые будто ветром времени «навевало» и «сметало». К сожалению, этот прием в спектакле больше не появился. Но мотив песка, как буквально сыплющегося сквозь пальцы героев (олицетворение утекающего времени) с характерным шуршащим звуком, иногда вдруг меняющемся на звук звона падающих монет («время – деньги»), прошел лейтмотивом через все действо. А в этой истории, где на продажу предприимчивым сыном Пенелопы и Одиссея – Телемаком цинично выставляется любовь и верность, он оказался весьма кстати. С одной стороны, здесь очевиден отсыл к законам древнегреческой трагедии, где обязательно есть Герои и Хор, принимающий живейшее участие в их жизни и комментирующий все происходящее. С другой стороны, налицо приметы законов сегодняшнего шоу-бизнеса, где любой «информационный повод» может стать предметом «раскрутки», лишь бы он приносил прибыль, при этом моральная составляющая не имеет никакого значения.

Эта «биполярность» нашла свое отражение и в декорациях (художник-постановщик Иван Мальгин). Конечно, это греческие колонны с портиками в коричнево-терракотово-золотой гамме с узнаваемым геометрическим узором, которые благодаря своей мобильности легко «перестраиваются» и создают разные варианты «архитектурных сооружений», на фоне которых или внутри них происходит действие. Декорации очень гармоничные, культурные. А необходимым «диссонансом» к ним (заложенном в самом сюжете) становится ларек с сувенирной китчевой продукцией (это создание «на все времена»).

«Греческий» хор, открывающий спектакль (который для массовости включает в себя и балет), порадовал глаз костюмами в том же колорите, что и декорации (художники по костюмам Иван Мальгин, Елена Чиркова). Помимо обычных «жителей» перед нами прошел «парад мифологических героев» с огромными масками на головах (в течение спектакля появлявшийся не раз – чтобы зрители помнили где находятся!). Вполне понятно, что участники периодически застывали в характерных скульптурных позах и эта статуарность тоже пронизала все действие. А один жест (после хлопка в ладони одна рука устремляется по диагонали вверх, другая,согнутая в локте, – на той же линии за ней) стал пластическим «лейтмотивом», который уже сам режиссер иронично обыгрывал, но к концу спектакля он стал немного утомлять. К слову, заданная режиссером ироническая интонация не давала спектаклю впасть в пошлость (а по сюжету поводов было хоть отбавляй). Хор в целом справлялся со своей функцией, но в финале для «апофеоза» не хватило мощи. И балет в этом смысле ему никак помочь не мог. Зато он неустанно трудился почти все время (балетмейстер-постановщик Наталья Володькина), пластически комментируя происходящее и живя какой-то своей «городской» суетной жизнью… Было ощущение некоторой «многословности», но из созданной «песни» ее уже не выкинешь.

Что касается инструментального сопровождения, это был дебют молодого дирижера Кирилла Бузмакова и он справился с этим «полотном» вполне достойно. «Пенелопа» написана в 1979 году и в музыкальном отношении это, конечно, произведение своей эпохи. Театр посчитал необходимым сделать новую аранжировку и не только для того, чтобы «освежить» звучание партитуры, но и из чисто утилитарных соображений – не хватало «мощности» здешнего оркестра. Звучание стало более «прозрачным», но в некоторых моментах было ощущение его «истонченности», явной нехватки оркестрового «мяса». Кое-какие фрагменты, кажется, шли в записи (музыкальные компиляции и фонограммы Н. Прокин).

Надо отметить, что спектакль все-таки состоялся, потому что в нем был целый комплекс интересных актерских работ, работающих в ансамбле. Прежде всего, это главная героиня Пенелопа (Ирина Сумская), которая была убедительна и внешней статью, и внутренним проживанием разных состояний – от затворнической верности до неожиданно вспыхнувшей и воспламенившей ее любви и того нечеловеческого усилия воли, что помогло погасить в себе этот пожар и сделать выбор в пользу своего мужа. (Один из зрителей после этого эпизода в полной тишине буквально выдохнул «браво!») Наряду с актерской игрой похвал заслуживает и вокальная составляющая роли. Ирина Сумская с помощью своего красивого, мощного голоса показала сложную, разнообразную интонационную жизнь своей героини.

Столь же яркой и запоминающейся стала роль циничного Телемака (Алексей Карасев) – молодого, но весьма продвинутого «специалиста» в сфере маркетинга и шоу-бизнеса. Невольно возникла аллюзия с ролью ведущего развлекательного шоу Руби Рода из фильма «Пятый элемент». Но лишь аллюзия, поскольку копирования не было.

А как «зажигал» Лаэрт (з.а. РФ Владимир Розин) – пожилой папа Одиссея «с бесом в ребре»! Его роль весьма опасна, сродни хождению по краю пропасти – один неверный шаг и можно «вступить» в скабрезность. Но баланс был соблюден и обаяние «старого сатира», купавшегося в своей роли, покорило публику. Заслуживают внимание работы Марины Костюхиной (Эвреклея, кормилица Одиссея) и Ильи Макарова (Клеонт, гончар), кстати, его дебютная роль. Впечатлил и Одиссей (Евгений Недокушев), вернее, сначала заворожил его низкий красивый голос, когда он заговорил. Но пение оказалось отнюдь не совершенным (в труппе театра артисты как музыкальные, так и драматические и Евгений, судя по всему, относится к последним). Конечно, на фоне вокалистов его «актерское пение» проигрывало, но общей картины не испортило. Более того, это можно было трактовать как результат «усталости и общего ослабленного состояния» героя…

Подводя итог, можно сказать, что театр справился с этой непростой махиной, где наворочен сюжет, с которого хочется очистить «налипшие ракушки» прежнего времени. Заслуга режиссера, что он сумел на передний план вывести из него, то, что сегодня звучит актуально, «раскрутить» актеров на игру с удовольствием, вместе с художником принять верное, красивое художественное воплощение. А недочеты… Что ж, совершенству нет предела.

01.11.2015г.

Мария Лупанова