"Пять вечеров" Н.А. Подкорытова
Рецензия на спектакль «Пять вечеров»
Нижнетагильского драматического театра им. Д.Н. Мамина-Сибиряка
Спектакль «Пять вечеров» поставлен крепкой и плодотворной серовской командой с нижнетагильскими артистами. Мелодраме предпослана ремарка, что действие происходит в годы молодости наших родителей, может быть чуть раньше или чуть позже.
Благодаря сценографии, костюмам, музыке, множеству милых деталей, бытовых примет, спектакль отзовётся ностальгическим теплом в душах зрителей старшего поколения. Но все-таки прошлое достаточно эклектично: что-то есть от холодного послевоенного времени, что-то от романтических 60-х, музыка Таривердиева вообще из более позднего периода. Возможно, это режиссерский замысел, но он не очевиден и тем более с «прошлым» диссонирует подчас чересчур современное существование артистов (особенно Кати). Тем не менее, в спектакле складывается хороший актерский ансамбль, в котором у каждого артиста есть своя сольная партия, как в джазовом номере, когда на авансцену выходит то один то другой исполнитель. Великолепна Марианна Булыгина в своем монологе-откровении, где за несколько минут проходит путь от разбитной торговки до страдающей женщины, не менее одинокой и пока ещё никем не встреченной. Очень трогателен в своих молчаливых монологах и Андрей Рывкин. Он немного смешон, но это такая трепетная и грустная усмешка жалкого человека, который тоже ещё не наше своего счастья. Очень много перетягивают на себя своей активностью, многодельностью, неуместной интерактивностью Катя и Слава. Большей частью Катя (Екатерина Борисенкова) - актриса яркая, талантливая, очень характерная, но ее энергии и неуемному энтузиазму иногда отказывает чувство меры. Спектаклю не хватило тишины, тепла, женственности, психологичности, молчания, в котором иногда гораздо больше сказано, чем в многословной суете.
Обычно серовская команда славится очень точной музыкальной палитрой, когда музыка становится отдельным действующим лицом спектакля, очень самодостаточным. На сей раз получилась какая-то очень сложная, рваная, несоразмерная и немного путанная по времени музыкальная мозаика, производившая впечатление надерганности и плохой склейки.
В первом действии многое раздражало, особенно то, что меня, зрителя, постоянно пытались рассмешить незначительными второсортными шутками, трюками, рассыпанному по всему спектаклю, зачем-то вставили теневой театр (сам по себе неплохой, но для спектакля – абсолютно лишний). Все были излишне крикливые, истеричные и как-то слишком часто вспоминалось станиславское «Не верю!». Второе прошло совсем на других интонациях, появилась камерность, акварельность, сокровенность и у Тамары, и у Зои, и у Тимофеева.
Я думаю, у зрителя спектакль будет пользоваться спросом, потому что история рассказана внятно, местами душещипательно, но до фестивального уровня он явно не дотягивает.
Наталья Подкорытова
10.02.2014г.