Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Ретро", Е.Ф. Ильина

Отчет о поездке в г. Первоуральск

                     в театр драмы «Вариант».                      

 

   Каждый раз, когда попадаешь на спектакль театра, который живет в ДК и не имеет своего театрального дома, удивляешься, как в этих условиях можно жить, работать, сохранять театральную культуру, дух и вести адекватный диалог со зрителем.

   С этих размышлений и началось мое восприятие спектакля «Ретро» по пьесе А.Галина в постановке художественного руководителя театра драмы «Вариант» Сергея Николаевича Губаря. Но спектакль начался, об условиях, в которых он создавался, пришлось забыть, так как надо было погрузиться в эту «необыкновенную историю в обыкновенных обстоятельствах» - так режиссером определен жанр спектакля.

   Итак, молодая пара Людмила и Леонид (Алена Божко и Евгений Коробьев) решили женить отца Людмилы Чмутина (засл.артист РФ Лев Юшков), чтобы от него избавиться. Он раздражает их, таких рафинированных, городских, своими простыми деревенскими манерами. Леонид - явный инициатор этого сценария сватовства, он приглашает одиноких дам – потенциальных невест для своего тестя. Они приходят - забавные, нелепые, трогательные, каждая со своей историей, правдивой или не очень, каждая со своей надеждой, своим страхом одинокой смерти. Потом Чмутин и все три «невесты» уходят, уезжают, исчезают, покидают нас. Вот, собственно, и вся история. Грустная и смешная, знакомая по многочисленным жизненным ситуациям и такая непохожая на каждую из них. И почему же меня ничего в ней не трогает? Почему я никому не сопереживаю?

   Во-первых, взаимоотношения между отцом и дочерью показались мне невыстроенными. Мне думается, так случилось потому, что актриса Алена Божко, назначенная на роль Людмилы, слишком молода, она не дочерью получается герою, а внучкой.  А ведь связка отцы - дети подразумевает  гораздо более острые отношения, с большим количеством взаимных претензий, неоправданных надежд, это целый клубок чувств, привязанностей, притязаний, разочарований. При отношениях через поколение – дети-внуки – гораздо меньше этой остроты и противоречивости, а больше нежности, заботы, жалости, слишком велика пропасть. В спектакле же  однозначно – дочь (в возрасте внучки) отца не любит и хочет избавиться от него. Так же относится к старику и ее муж Леонид, что тоже не очень убедительно. Родной человек -  дочь и неродной – ее муж – одинаково ненавидят старика. Он им мешает жить. А как они живут, какими интересами? Вообще, персонажи Людмила и Леонид вызывают недоумение – кто они, чем занимаются, как относятся друг к другу? Такое ощущение, что это режиссеру вообще неважно, он хочет убедить нас в одном – молодые - черствые, мелочные, не понимают старых, режиссер безуспешно и насильно хочет вызвать у нас сочувствие старику и осуждение молодых. 

   Но вот появляются три невесты Чмутина, и начинается другой спектакль. Этакие жанровые картинки, иногда на грани гротеска. Актрисы Татьяна Крылова, Наталья Катаева и Ольга Абрамова гораздо моложе своего партнера, они вынуждены «играть возраст», «плюсовать», поэтому и меняется жанр. Но работа всех трех актрис вызывает большое уважение, они не скатываются к карикатуре, не комикуют, а придерживаются точного рисунка роли с хорошим чувством меры.

   Финал спектакля  опять вызвал ощущение  искусственности. Все часы, находящиеся на сцене и «молчащие» весь спектакль, начинают свой ход. Если бы дочь Чмутина была «нужного» возраста, я бы «считала» этот финал так. Когда уходят наши родители, мы занимаем их место, начинается время нашей старости. И уже мы – лишние, ненужные, мешающие. Этот финал был бы правомочен и определил бы адресность спектакля, ведь он для тех, кто скоро займет место нынешних, уходящих уже стариков. Чтобы были готовы к одиночеству. А поскольку на сцене остается молодые парень с девушкой, то финал не работает никак, на мой взгляд.

   И не могу не сказать вот еще что.

   Очень часто бывает, что смотришь спектакль, добротно, даже мастерски сделанный, но холодный, словно сделанный безликой, но очень профессиональной  машиной. А в спектакле «Ретро» Первоуральского театра драмы «Вариант» при всех шероховатостях и просчетах «проступает» лицо режиссера, живая  боль которого все же не может оставить зрителя равнодушным.

 

31 января 2013 г.

Е.Ильина