"Самоубийца", "Сон в летнюю ночь", Н.М. Решетникова
Отчет о просмотре спектаклей в
Нижнетагильском драматическом театре имени Д.Н.Мамина-Сибиряка
Два спектакля- два разных режиссера по возрасту, опыту, школе.
Пьесу « Самоубийца» поставил Валерий Пашнин, в прошлом гл. режиссер театра, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии России и премии Губернатора Свердловской области.
К сожалению, режиссер давно и серьезно болен, отчасти этим объясняются некоторые проблемы с реализацией и без того лишь на первый взгляд легкой пьесы Н.Эрдмана.*(* в дни, когда писалась эта рецензия, стало известно о кончине В.П.Пашнина)
Спектакль « САМОУБИЙЦА» поставлен с уважением к первоисточнику, с чувством меры и вкуса, которые не были нарушены. В нем ощутима опытная рука В.Пашнина и радуют некоторые режиссерские находки при , в целом, довольно традиционном решении пьесы Н.Эрдмана. Спектакль почти зримо распадается на два весьма резко отличающихся друг от друга акта. Первый выглядит более формальным и темпо-ритмически вялым. Здесь больше «играет» блестящий авторский текст. Начинающий все действие « еврейский оркестрик» с натуральными инструментами не извлекает живого звука в самом в прямом и метафорическом понимании -он записан на фонограмму. А между тем, похоже, его неоднократные появления по ходу спектакля должны были стать лейтмотивом происходящему: он мог бы давать характеристики и расставлять смысловые акценты- ироничные, а порой драматичные. Прием оказался формальным.
В первом акте спорным для меня стало и решение ряда персонажей, прежде всего, главного героя Подсекальникова ( з.а.РФ Игорь Булыгин) и его жены Маши(Татьяна Исаева). В исполнении И.Булыгина Подсекальников капризен и только, без намека на то, что за этим поведением стоит. А стоит, прежде всего, страх безработного человека, готового нападать, защищаясь,- известная позиция слабого человека и попытка сохранить мужское достоинство в своей женской , по преимуществу, семье. Но роли отданы актерам очень опытным ,и постепенно они вновь доказывают это по ходу действия. Игорь Булыгин, например, отлично сыграл сцену с попыткой извлечения звука из трубы( «бейного баса») со всем юмором его желания убедиться и убедить, что игрой на нем можно немедленно начать зарабатывать.
А Татьяна Исаева ( Мария Лукьяновна), которая поначалу демонстрировала только актерскую органику,во втором акте доходит до трагикомического градуса исполнения.
В первом акте -наличие внешних признаков действия, много суеты и шума.
Второй же придуман и собран режиссером намного внятнее.
Наконец , был продемонстрирован подлинно актерский театр.
Удовольствием было наблюдать практически за всеми артистами, которые даже в самых маленьких ролях-эпизодах нашли,как например, Татьяна Раппопорт ( Зинка Падеспань или Ирина Цветкова(Клеопатра Максимовна) точные краски-характеристики своих персонажей.
В.П.Пашнину удалось создать здесь актерский ансамбль,где каждый понимает, что играет свой персонаж как носителя определенной идеи , но и, одновременно, как уникальный человеческий тип.
Мастеровито и смешно, избежав актерского жима, сыграли Аристарха Доминиковича Гранд- Скубика актер Андрей Рывкин, Егорушку - Юрий Сысоев, Отца Елпидия - Евгений Зимин, Раису Максимовну- Таиса Краева.
Запомнилась опытная, хорошо поющая, держащая себя в достойной физической форме Нелли Саловская в роли Маргариты Ивановны Пересветовой и другие исполнители. Тексты песен, к слову, оказались неравнозначны по художественному уровню, принадлежащие артисту театра Сергею Зырянову особенно уязвимы.
Театр пригласил в сопостановщики прекрасного сценографа, главного художника Екатеринбургского драматического театра Владимира Кравцева, Лауреата Национальной театральной премии « Золотая маска».
Он всегда тяготел к лаконичной образной системе, к деталям-символам.
Решение спектакля « Самоубийца» в Нижнем Тагиле вполне подтверждает пристрастия художника. Сценическое пространство не загружено ничем лишним. Фикус как примета времени и социального слоя, в центре трансформирующийся многофункциональный станок, позволяющий в какой-то момент увидеть своеобразный Ноев Ковчег, на котором пытаются пробраться в будущее сгрудившиеся на нем, растерянные персонажи пьесы Н.Эрдмана.
Центральной же деталью оформления становятся у художника остановившиеся часы.
Тема времени и жизненных целей, как и тема вечно обманутого « маленького человека» , наверное, то, что должно было стать главным в спектакле по пророческой в своем роде сатирической комедии Н.Эрдмана.
Театр искренне пытался справиться с этой задачей и во многом преуспел.
«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» В.Шекспира- постановка молодой по возрасту творческой команды во главе с режиссером Татьяной Захаровой.
И вновь, как в случае с ею же поставленным в этом театре несколько лет назад спектаклем « Сальто Морале» С.Мрожека - молодость, актерский кураж( драйв, как сказали бы сегодня), тотальная театральная заразительность- вот главные для меня характеристики -ощущения от увиденного. А еще-внятность сюжета и задачи: обозначенный в программке жанр спектакля « комедия о любви в двух действиях» выдержан последовательно и очень интересно.
Татьяна Захарова вновь показала свое тяготение к современному синтетическому театру, но не за счет изменения текста или использования средств выразительности фотографии или кинематографа, что не делает сегодня только ленивый. .Ее постановки раскрывают, прежде всего, актера, а в плане драматургического материала и его художественной интерпретации думают о главном- о зрителе. И мне вновь приятно отметить, что именно в спектаклях Т. Захаровой по-новому заиграли актеры старшего поколения и радуют юные . Они еще и неплохо пластически и вокально обучены, что позволяет ставить перед актерами сложные задачи.
Отмечу, что это стало происходить не на пустом месте и не случайно. У театра богатая история, но и немалый период почти застоя в силу самых разных обстоятельств различного свойства - от упомянутых до бытовых, материальных проблем. Театр жил трудно, что не могло не сказаться на качестве его работы. После того, как коллектив возглавил, став его художественным лидером , молодой еще Игорь Булыгин( отличный актер и,к тому же, как оказалось, успешный менеджер) , в театре начали происходить видимые изменения. Именно И.Булыгин пригласил из С-Петербурга Т.Захарову ,с ее школой , творческой и человеческой культурой.
Появление в репертуаре спектаклей последнего периода : «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира, « Самоубийца» Н.Эрдмана, ,» Пять вечеров» А.Володина и проч. говорит об уровне Нижне-Тагильского драматического театра —по моему убеждению он находится сегодня на подъеме.
« Сон в летнюю ночь» продемонстрировал и возросшие материальные возможности театра: заказанная главному художнику Ирбитского драмтеатр имени А.Н.Островского Виктору Моору масштабная декорация , отличные костюмы, оригинальная музыка к спектаклю композитора Вадима Шосмана , возможность привлечь балетмейстера и постановщика сценических боев- тому подтверждение.
Спектакль начинается с довольно длительного музыкально- пластического пролога, где появляются основные герои ,обозначаются сюжетные линии и задаются настроение и ритм. Такое умение « держать паузу» до произнесения первого слова дорогого стоит. А дальше начинается вихревой карнавал двух миров: мира сказочного-эльфов и фей- и мира людей. Эти миры переплетены в клубок конфликтных и лирических взаимоотношений. Оба мира
( или один?) говорят о вечности , необходимости и хрупкости главного - любви. И пьеса , и ее сценическая интерпретация в нижнетагильском театре - о любви человеческой и о любви к театру. Последнее читается через прекрасно исполненное мужской актерской группой ( в соответствии с традициями времен Шекспира)перевоплощение жителей Афин прозаических профессий в исполнителей ролей пьесы, что разыгрывалась актерами в другом произведении В.Шекспира-
в « Гамлете».( театр в театре)
Плотник Пигва(он же отец Фисбы), з.а.Якутии Василий Саргин;починщик раздувальных мехов Дудка(он же Фисба), арт.Андрей Рывкин; медник Рыло(он же Стена,отец Пирама),арт.Александр Швендых;портной Заморыш (он же Мать Фисбы), арт.Алексей Карпов; столяр Миляга(он же Лев),арт.Василий Мещангин и, особенно, Валерий Каратаев в роли ткача Основы( он же Пирам) —«купаются» в ролях,они раскованы, смешны, трогательны. Каждый запоминается по-особому.
Как запоминается отчаянный ,пластичный танец довольно корпулентного исполнителя роли Тезея, князя Афинского Тимофея Панова и наслаждение от пластики же и энергии Ипполиты, царицы амазонок в страстном исполнении Татьяны Исаевой.
Если группой граждан Афин руководят Филострат, распорядитель увеселений при дворе князя Афинского Тезея (арт.Александр Швендых) и ткач Основа, то эльфами и феями- царь Оберон ( Евгений Зимин) и Царица Титания (Татьяна Раппопорт). Актеры замечательно сыграли своих противоречивых персонажей., между которыми существует то самое главное чувство, о котором все мечтают и ждут, но которое , на поверку, совсем не только благостные лирические вздохи и поцелуи, но и борьба самолюбий и характеров.
Блестяще сыграл Пэка, маленького эльфа , артист Юрий Сысоев. Кажется, его стремительность покрывает все пространство сцены, ее вертикаль и горизонталь, он вездесущ, может появиться в любую секунду из любой щели или лесного дупла( мягкий объемный задник позволяет это). У него совершенно необычный острый грим, и тату на бритом черепе его сказочного героя так же органичен , как на современном подростке .
В большой степени актерская энергетика и пластическая одаренность именно Юрия Сысоева,как и его юмор задают спектаклю настроение и темп.
Группа влюбленных- главные действующие лица , вокруг кого и ради чего крутится вся история .Это же - основной молодой костяк труппы театра.
Две пары-Гермия, возлюбленная Лизандра (арт.Екатерина Сысоева), Деметрий,влюбленный в Гермию(Данил Зинеев); Елена, возлюбленная Деметрия(Анна Каратаева) и Лизандр, влюбленный в Гермию(арт.Алексей Портнов).
Сколько изобретательности демонстрируют режиссер и актеры в выстраивании их, таких узнаваемых во все времена взаимоотношений, в заданной Шекспиром путанице, связанной со сном. Сон-явь. Верность-измена. Любовь-равнодушие -вот полюса интриги и главные темы нового спектакля тагильчан.И все это придумано и сделано ярко театрально, динамично и очень весело.
Будет неверным не увидеть или не услышать ряда недостатков или проблем. Они лежат больше в плоскости речевого усовершенствования , необходимость которого особенно ощутима при совпадении музыки и текста ; возможно, кого-то утомит переизбыток выразительных средств. И все же, полагаю, это вопросы решаемые, периферийные для такого слышащего режиссера как Т.Захарова.
Она профессионал с совсем не женской режиссерской рукой , но с чутким женским сердцем.
Полагаю, что « Сон в летнюю ночь» - удача театра, но все же спектакль довольно необычен по стилистике и языку , и зрителей- тагильчан еще придется терпеливо с ними знакомить.