Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Самоубийца", "Сон в летнюю ночь", Н.М. Решетникова

Отчет о просмотре спектаклей в

       Нижнетагильском драматическом театре имени Д.Н.Мамина-Сибиряка

           Два спектакля- два разных режиссера по возрасту, опыту, школе.

Пьесу « Самоубийца» поставил Валерий Пашнин,  в прошлом гл. режиссер театра, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии России и премии Губернатора Свердловской области.

К сожалению, режиссер давно и серьезно болен, отчасти   этим  объясняются  некоторые проблемы с реализацией   и без того  лишь на первый взгляд  легкой  пьесы Н.Эрдмана.*(* в дни, когда писалась эта рецензия, стало известно о кончине  В.П.Пашнина)

         Спектакль  « САМОУБИЙЦА»    поставлен  с уважением к первоисточнику, с чувством меры и вкуса, которые не были  нарушены. В нем ощутима опытная рука В.Пашнина и радуют некоторые режиссерские находки при  , в целом, довольно традиционном решении пьесы Н.Эрдмана. Спектакль почти  зримо распадается на два весьма  резко  отличающихся друг от друга акта. Первый  выглядит более  формальным  и  темпо-ритмически  вялым. Здесь больше «играет» блестящий авторский текст. Начинающий все действие  « еврейский оркестрик» с  натуральными  инструментами не извлекает  живого звука в самом  в прямом и метафорическом понимании -он  записан на фонограмму. А между тем, похоже, его неоднократные появления по ходу спектакля должны были стать лейтмотивом  происходящему: он мог бы давать характеристики  и расставлять смысловые акценты-  ироничные,  а порой драматичные. Прием оказался   формальным.

           В  первом  акте    спорным  для меня   стало и   решение ряда персонажей, прежде всего, главного героя Подсекальникова ( з.а.РФ Игорь Булыгин) и его жены Маши(Татьяна Исаева). В исполнении  И.Булыгина  Подсекальников капризен и   только,  без намека на то, что за этим поведением стоит. А  стоит, прежде всего,  страх безработного человека, готового нападать, защищаясь,- известная позиция слабого человека и попытка сохранить мужское достоинство в своей женской , по преимуществу,  семье. Но  роли  отданы актерам очень опытным ,и постепенно они вновь доказывают это по ходу действия. Игорь  Булыгин, например, отлично сыграл сцену с попыткой  извлечения звука из   трубы( «бейного баса»)  со всем юмором его  желания убедиться   и убедить, что игрой на нем можно немедленно  начать  зарабатывать. 

А  Татьяна Исаева ( Мария Лукьяновна), которая поначалу  демонстрировала  только  актерскую органику,во втором акте доходит  до трагикомического градуса исполнения.

В первом акте -наличие   внешних признаков действия,  много  суеты и шума.

            Второй же   придуман и собран режиссером намного внятнее.

Наконец , был продемонстрирован  подлинно  актерский  театр.

Удовольствием было наблюдать  практически за всеми артистами, которые  даже в самых маленьких ролях-эпизодах нашли,как  например,  Татьяна Раппопорт ( Зинка Падеспань или  Ирина Цветкова(Клеопатра Максимовна) точные краски-характеристики своих персонажей.

             В.П.Пашнину  удалось  создать здесь  актерский  ансамбль,где каждый  понимает, что  играет  свой персонаж как носителя определенной идеи , но и, одновременно,  как уникальный человеческий тип.

 Мастеровито и смешно,  избежав актерского жима, сыграли  Аристарха Доминиковича Гранд- Скубика актер Андрей Рывкин, Егорушку - Юрий Сысоев, Отца Елпидия  - Евгений Зимин, Раису Максимовну- Таиса Краева.

Запомнилась  опытная, хорошо поющая, держащая себя в  достойной физической форме  Нелли Саловская в роли Маргариты Ивановны Пересветовой и другие исполнители. Тексты песен, к слову,  оказались  неравнозначны по художественному уровню, принадлежащие   артисту театра Сергею Зырянову особенно уязвимы.

          Театр пригласил   в сопостановщики прекрасного сценографа, главного художника Екатеринбургского драматического  театра  Владимира Кравцева, Лауреата Национальной театральной премии « Золотая маска».

Он всегда тяготел к лаконичной образной системе, к  деталям-символам.

  Решение спектакля « Самоубийца» в Нижнем Тагиле  вполне подтверждает   пристрастия художника. Сценическое пространство не загружено ничем лишним. Фикус как примета времени и социального слоя, в центре  трансформирующийся   многофункциональный станок, позволяющий в какой-то момент увидеть своеобразный Ноев Ковчег, на котором пытаются пробраться в будущее сгрудившиеся на нем, растерянные  персонажи пьесы Н.Эрдмана.

Центральной же деталью оформления становятся у художника остановившиеся часы.

       Тема времени  и жизненных целей, как и тема   вечно обманутого « маленького человека» , наверное,  то, что должно было стать главным в спектакле по пророческой в своем роде сатирической  комедии Н.Эрдмана.

Театр искренне пытался справиться с этой задачей и во многом преуспел.

 

«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» В.Шекспира- постановка молодой по возрасту творческой команды во главе с режиссером Татьяной  Захаровой.

И вновь, как в случае с ею же поставленным в этом театре  несколько лет назад спектаклем « Сальто Морале» С.Мрожека - молодость, актерский кураж( драйв, как  сказали бы сегодня), тотальная театральная  заразительность- вот главные  для меня  характеристики -ощущения от увиденного. А еще-внятность сюжета и задачи: обозначенный  в программке жанр спектакля « комедия  о любви в двух действиях» выдержан последовательно и очень интересно.

       Татьяна Захарова  вновь показала свое тяготение  к  современному синтетическому театру, но не за счет изменения текста или использования средств выразительности  фотографии  или кинематографа, что не делает сегодня только ленивый.  .Ее постановки раскрывают, прежде всего, актера, а в плане драматургического материала и его художественной интерпретации думают  о главном-  о зрителе. И мне вновь приятно отметить, что именно в спектаклях Т. Захаровой по-новому заиграли актеры старшего поколения и радуют юные . Они еще и неплохо пластически и вокально обучены, что позволяет ставить перед актерами сложные задачи.

      Отмечу, что это стало происходить не на пустом месте и не случайно. У театра богатая история, но  и  немалый период почти застоя  в силу самых разных обстоятельств различного свойства - от упомянутых   до бытовых, материальных  проблем. Театр жил  трудно, что не могло не сказаться на качестве его  работы.  После того, как коллектив  возглавил, став его художественным лидером ,  молодой еще  Игорь Булыгин( отличный актер и,к тому же, как оказалось,  успешный менеджер) , в театре начали происходить видимые изменения. Именно И.Булыгин пригласил из С-Петербурга Т.Захарову ,с ее школой ,  творческой и человеческой культурой.

Появление в репертуаре  спектаклей последнего периода : «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира, « Самоубийца» Н.Эрдмана, ,» Пять вечеров» А.Володина и  проч. говорит об уровне Нижне-Тагильского  драматического  театра —по моему убеждению  он  находится  сегодня на подъеме.

        « Сон в летнюю ночь» продемонстрировал и возросшие материальные возможности театра: заказанная  главному  художнику Ирбитского драмтеатр имени А.Н.Островского  Виктору Моору масштабная декорация , отличные костюмы,  оригинальная музыка  к спектаклю композитора  Вадима Шосмана , возможность привлечь  балетмейстера и постановщика сценических боев- тому подтверждение.

         Спектакль начинается с довольно длительного  музыкально- пластического пролога, где  появляются  основные  герои ,обозначаются   сюжетные линии и   задаются настроение и ритм. Такое умение « держать паузу» до произнесения  первого слова  дорогого стоит. А дальше начинается вихревой карнавал двух миров: мира сказочного-эльфов и фей- и мира людей. Эти  миры переплетены в клубок конфликтных и лирических взаимоотношений. Оба мира

( или один?) говорят о вечности ,  необходимости и хрупкости  главного -  любви. И пьеса  , и ее  сценическая интерпретация в нижнетагильском театре - о  любви человеческой и о любви к  театру. Последнее читается через прекрасно исполненное мужской актерской группой ( в соответствии с традициями времен Шекспира)перевоплощение жителей Афин  прозаических профессий в исполнителей ролей  пьесы, что разыгрывалась актерами в другом произведении В.Шекспира-

в « Гамлете».( театр в театре)

          Плотник Пигва(он же отец Фисбы), з.а.Якутии Василий Саргин;починщик раздувальных мехов  Дудка(он же Фисба), арт.Андрей Рывкин; медник Рыло(он же Стена,отец Пирама),арт.Александр Швендых;портной Заморыш (он же Мать Фисбы), арт.Алексей Карпов; столяр Миляга(он же Лев),арт.Василий Мещангин и, особенно, Валерий Каратаев в роли  ткача Основы( он же Пирам) —«купаются» в ролях,они раскованы, смешны, трогательны. Каждый запоминается по-особому.

Как запоминается отчаянный ,пластичный танец довольно  корпулентного исполнителя роли Тезея, князя Афинского  Тимофея Панова и наслаждение от   пластики же и энергии   Ипполиты, царицы амазонок в  страстном исполнении Татьяны Исаевой.

           Если группой граждан Афин руководят Филострат, распорядитель увеселений при дворе князя Афинского Тезея (арт.Александр Швендых) и ткач Основа, то эльфами и феями-  царь Оберон ( Евгений Зимин) и Царица Титания (Татьяна Раппопорт). Актеры  замечательно сыграли своих противоречивых персонажей., между которыми   существует то самое главное чувство, о котором все мечтают и ждут, но которое , на поверку, совсем не только благостные лирические вздохи и поцелуи, но и борьба самолюбий и характеров.

          Блестяще сыграл Пэка, маленького эльфа , артист Юрий Сысоев. Кажется, его стремительность покрывает все пространство сцены, ее вертикаль и горизонталь, он вездесущ, может появиться в любую секунду из любой щели или лесного дупла(  мягкий объемный  задник  позволяет это). У него  совершенно необычный острый грим, и  тату на бритом черепе его сказочного героя  так же органичен , как  на современном подростке .

В большой степени   актерская энергетика и пластическая одаренность именно Юрия Сысоева,как и  его юмор  задают  спектаклю настроение и  темп.

           Группа  влюбленных- главные действующие лица , вокруг  кого и ради чего крутится вся история .Это  же - основной молодой костяк труппы театра.

Две  пары-Гермия, возлюбленная Лизандра (арт.Екатерина Сысоева), Деметрий,влюбленный в Гермию(Данил Зинеев); Елена, возлюбленная Деметрия(Анна Каратаева) и Лизандр, влюбленный в Гермию(арт.Алексей Портнов).

        Сколько изобретательности демонстрируют режиссер и актеры в выстраивании их, таких узнаваемых во все времена   взаимоотношений, в заданной Шекспиром путанице, связанной со сном. Сон-явь. Верность-измена. Любовь-равнодушие -вот полюса  интриги и главные темы нового спектакля тагильчан.И все это придумано и сделано ярко театрально, динамично и очень весело.

         Будет  неверным не увидеть или не услышать ряда недостатков  или проблем. Они лежат больше в плоскости  речевого усовершенствования ,  необходимость которого особенно ощутима  при совпадении музыки и текста ;  возможно, кого-то утомит  переизбыток выразительных средств. И все же, полагаю, это вопросы решаемые, периферийные для такого слышащего  режиссера как  Т.Захарова.

Она профессионал с совсем не женской режиссерской рукой , но с чутким женским сердцем.

          Полагаю, что « Сон в летнюю ночь» - удача театра, но  все же спектакль довольно необычен по стилистике и языку ,  и  зрителей- тагильчан   еще  придется терпеливо  с ними знакомить.