Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Самоубийца", "Сон в летнюю ночь", Н.В. Санникова

 

Рецензия на спектакли

Нижнетагильского драматического театра им. Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Самоубийца» и «Сон в летнюю ночь».

В Нижний Тагил я ехала без ожиданий. В Нижнетагильском  драматическом театре ни разу не была, труппу не знаю. Говорили, правда, что театр в последнее время ожил, что появились молодые азартные артисты, и что старшее поколение работает с энтузиазмом, и что молодой интересный режиссер появился – Татьяна Захарова. Мало ли что говорят.

Но иногда говорят правду.  Два тагильских спектакля, которые я увидела – «Самоубийца» Н. Эрдмана (режиссер Валерий Пашнин) и «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (режиссер Татьяна Захарова) -  действительно дают повод порадоваться за театр. Хотя…

Хотя не все так безупречно.

«Самоубийца» Эрдмана - пьеса обманчивая. Все начинается с того, что безработный Семен Семенович Подсекальников захотел посреди ночи ливерной колбасы. Но из этого ничтожного, казалось бы обстоятельства, вытекает целый ряд странных, нелепых и абсурдных событий.  Жена, обнаружив ночью отсутствие мужа, боится, как бы тот чего с собой не сделал, и бежит за помощью к соседу. А вскоре уже все вокруг знают, что Подсекальников собрался покончить с собой, и выстраиваются к нему в очередь, чтобы он покончил с собой не просто так, а за идею. Идея, разумеется,  у каждого своя. И вот человек уже чувствует себя загнанным в угол, а жить-то хочется…  С одной стороны, пьесу эту легко растащить на цитаты, и кажется, она так лихо устроена, что может быть самоигральной. Но за каждой фразой персонажей, вроде бы правильной, сквозит ироническое к ним, к персонажам, отношение. Каждый, говоря правильные слова о том, что нужно спасать интеллигенцию, или не душить торговлю, или прислушаться к религии, преследует свои маленькие корыстные цели, ищет свою маленькую корыстную выгоду.  Потому что «общественное – фабрика лозунгов», и эту большую фабрику каждый хочет заставить работать на свои маленькие цели. 

К сожалению, в первом акте артисты и режиссер Валерий Пашнин, увлекаясь авторским слогом, акцентируя и обыгрывая каждую фразу, пропускают важные события. Зритель, не очень понимая, что за история перед ним разворачивается, начинает скучать. Пропажа Подсекальникова (Игорь Булыгин),  предположение жены (Татьяна Исаева) о том, что он может покончить с собой, проходят почти незамеченными. Так что когда появляются визитеры с идеями –  «абсурд судьбы», когда из полной ерунды в силу случайного стечения обстоятельств вдруг возникает неотвратимое, вовсе не очевиден. И только во втором акте все встает на свои места. Появляется череда социальных типов, замечательно, остро и смешно сыгранных артистами Сергеем Зыряновым, Нелли Саловской, Владимиром Мухиным, Андреем Рывкиным, Юрием Сысоевым, Валерием Каратаевым, Алексеем Карповым, Евгением Зиминым, Ириной Цветковой…. И на этом фоне вдруг очевидной становится драма маленького человека – Подсекальникова – которого все пытаются использовать, даже смерть его пытаются использовать, как материал, как функцию,  и только сам он никому не нужен:  «Забыли покойника, граждане». Но на самом деле, всех этих персонажей не сегодня-завтра также использует и пустит в расход за ненадобностью пришедший к власти пролетариат.

Валерий Пашнин делает спектакль  о том, что в нашей стране все и всегда непредсказуемо, и неизвестно, что с каждым из нас будет завтра. Действие пьесы не переносится в сегодняшнее время (художник спектакля Владимир Кравцев и художник по костюмам Вера Козак воспроизводят пряную и пьяную атмосферу НЭПа).  Но при этом все абсолютно узнаваемы: писатель, священник, интеллигент… Что с ними будет завтра? Нет ответа.

 

 

Спектакль Татьяны Захаровой, «Сон в летнюю ночь», У. Шекспира, совсем другого рода. Бесполезно пытаться вытащить из него глубокую умную мысль. Да, при желании можно сказать, что все – сон, все – обман, что любовь – иллюзия: выпил случайно любовный  напиток, и полюбил, да еще не того, кого следует.  Но в воображении все поправимо. Пока иллюзия существует – мир прекрасен. И артисты воплощают ее на сцене с явным удовольствием.  Простые и открытые, давно известные актерские приемы, когда Пирам (Валерий Каратаев) протыкает себя деревянным мечом и для надежности дважды поворачивает его  под мышкой, корчась от несуществующей боли, или когда драка Лизандра (Алексей Портнов) и Деметрия (Данил Зинеев)  из-за прекрасной Елены (Анна Каратаева)  вдруг переходит в танец двух мужчин, а Елена вовсе забывается, или когда тучный неуклюжий Тезей (Тимофей Панов), у которого и меч-то все время падает из рук, говорит, что завоевал Ипполиту в бою, кажутся здесь свежими и неизбитыми, просто потому что откровенно театральны и потому что артисты играют в свое удовольствие. 

История, участники которой – афинские граждане, феи и эльфы, ремесленники, играющие в актеров, - сама по себе не так уж важна. И пусть. Но дело в том, что в спектакле и без того запутанная история иногда вдруг совсем пропадает за набором аттракционов (которые сами по себе смешны и остроумны, иногда на грани фола, но никогда – за гранью, надо отдать должное режиссеру).  Так в первом акте Гермия (Екатерина Сысоева) и Елена ссорятся из-за Лизандра, только для того, чтобы зарифмовать эту сцену с дракой Лизандра и Деметрия во втором акте. Между тем, Елена влюблена в Деметрия, и дальнейшими действиями она это подтверждает.  А сцена ссоры Елены и Гермии, в которой девушки своими методами выясняют, кто круче и кого из них мужчины больше любят, запутывает зрителя, который потом еще некоторое время ломает голову над тем, кто же все-таки в кого влюблен и кто с кем вообще.

Можно придраться к костюмам, которые будто собраны из разных спектаклей, можно говорить, что иногда найденные остроумные приемы мешают целому, но, на мой взгляд, Татьяна Захарова – действительно приобретение для Нижнетагильского театра, у которого вдруг появилось  свежее дыхание. А места всем хватит.

                                                                              Наталья Санникова

                                                                                      12.02.2014г.