Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Щелкунчик", Н.М. Решетникова

      Спектакль поставлен к новогодней кампании, прошел более 40 раз и   вошел в основную афишу , пополнив число постановок для детей. Так бывает  не всегда, значит, имелись на то основания. И впрямь, то, что мы увидели на сцене обновленного и технически хорошо оснащенного сегодня  театра  убеждает в   обоснованности такого  решения. З.а  РФ Игорь Булыгин  и Вера Козак   - авторы сценического варианта знаменитой сказки ,  они же режиссер и  художник  спектакля. Текст первоисточника  ими  значительно сокращен, что почти всегда неизбежно. Оставлены несколько  основных тем : взросление  ребенка-девочки, верящей в чудеса, и храбрые , благородные поступки ее любимой игрушки –солдата Щелкунчика .  Во сне Мари  он оживает  и преодолевает совсем не кукольные волнения и серьезные испытания.

       Что удалось, на мой взгляд? Во-первых, спектакль красив, масштабен. Здесь воссоздана обстановка богатого дома семьи господина Штальбаума. Театр   разнообразно и эффектно использует световые возможности новой аппаратуры;  звучит   оригинальная музыка и песни известного екатеринбургского композитора , лауреата премии губернатора  Свердловской области Вадима Шосмана. Фонограммы песен, спетых  самими артистами-участниками  спектакля , записаны вполне  качественно. Давно не видела и  подобного уровня работы балетмейстера. Анатолию Дурницыну удалось многому научить исполнителей. И в спектакле  практически все они изящны и слаженны в пластике « механических кукол», в изображении оживших солдатиков , убедительны в сражениях с крысами  и в классических бальных танцах. Но самая большая удача -роскошные костюмы героев. Они побуждали актеров учиться  носить  фраки и кринолины, военную форму и парики, по-особому говорить ,т.е.  осваивать  не  только бытовое сценическое существование своих героев. Огромная украшенная елка в глубине сцены, красивая мебель, посуда, звон  колокольчиков , музыкальные акценты  вносят свои краски и эмоции  в создание волшебной  атмосферы  детского спектакля.

        С фантазией  придуман  темный  крысиный мир  . Эффектны и страшноваты  появления мышиного полчища : сначала тревожный царапающий  шорох, всполохи огней, в которых с помощью проекции пробегают черные силуэты. Они идут  нескончаемым строем  еще и  на самом верху сцены, словно заполняя собой все ее пространство. А потом из люка будут появляться в  цветном облаке  королева  Мышильда и  Мышиный Король -  огромные « куклы-человек » , эдакие  семиглавые чудища. Театр при этом  соблюдает меру в показе страшного. Поначалу ( пока не оживут во снах девочки)  игрушками будут любимые куклы Мари и подаренный ей деревянный Щелкунчик. В облике человеческом Щелкунчик , он же молодой Дроссельмейер  в исполнении Е Коротаева очень хорош, обаятелен, юн и чист, под стать Мари.

          О  Мари Екатерины Сысоевой нужно сказать отдельно, т.к. ,на мой взгляд, это лучшая роль в спектакле. Актриса чрезвычайно подходит по своим физическим данным на роль маленькой девочки: она небольшого роста, хрупкая, женственная.  И именно Мари Е.Сысоевой наделена живыми чувствами и реакциями, она импульсивна, по-детски доверчива. Она дитя- фантазерка и уже глубокий человек, одаренный способностью к состраданию и любви.

         К сожалению , ролей подобного объема и  « градуса » проживания  в спектакле нет. То, что было новой для артистов задачей, несколько « заморозило» и затормозило их. Все  так стремились «прямо держать спину» , значительно  ( и со значением ) разговаривать, что несколько перестарались. И  даже Ю.Сысоев, артист, внутренне  гибкий и эмоционально восприимчивый,   в важной роли Дроссельмейера  кажется больше, чем надо, рассудочным и формальным.

           Между тем, он крестный Мари, по сути  второй отец и потому  отношения у них почти родственные.  Он любит девочку. А она находится под большим влиянием его сказочных историй. Что же касается  настоящего отца  ( его играет В Каратаев) и ее матери (Ирина Цветкова), то их статуарность  сковывала  проявление ( хотя бы изредка) живых человеческих чувств родителей к ребенку. Красавица мама  мила, внешне добра, но формального в роли  было больше. То же можно сказать и о некоторых  других персонажах. Это  меньше  коснулось  исполнителя брата Мари.  Актер Д.Зинеев-Франц несколько раз прорывается в узнаваемое  мальчишеское поведение и эмоции,  и тем мгновенно вызывает ответный отклик зрителей.

        Недостатков в этой работе  достаточно, но и пределов совершенству нет. Все перечисленное выше не позволяет считать спектакль « Щелкунчик» неудавшимся.  Театр, кажется,  дорожит этой работой, в которую так щедро вложился . Возможно, режиссеру (если он согласится с аргументами) нужно через определенное время вернуться к нему, чтобы углубить  и  точнее акцентировать то, что необходимо. Думаю, что актеры, уже достигнув многого, смогут улучшить свои роли, а , значит, весь этот очень красивый и важный  детский спектакль в целом. А то, что является достоинством спектакля,- по-особому бережная, тактичная работа на сцене,-  пример существования в детском мире не только жесткости и грубости, но совсем иных отношений.

Январь 2016   

                         Наталья Решетникова