"Щелкунчик", Н.М. Решетникова
Спектакль поставлен к новогодней кампании, прошел более 40 раз и вошел в основную афишу , пополнив число постановок для детей. Так бывает не всегда, значит, имелись на то основания. И впрямь, то, что мы увидели на сцене обновленного и технически хорошо оснащенного сегодня театра убеждает в обоснованности такого решения. З.а РФ Игорь Булыгин и Вера Козак - авторы сценического варианта знаменитой сказки , они же режиссер и художник спектакля. Текст первоисточника ими значительно сокращен, что почти всегда неизбежно. Оставлены несколько основных тем : взросление ребенка-девочки, верящей в чудеса, и храбрые , благородные поступки ее любимой игрушки –солдата Щелкунчика . Во сне Мари он оживает и преодолевает совсем не кукольные волнения и серьезные испытания.
Что удалось, на мой взгляд? Во-первых, спектакль красив, масштабен. Здесь воссоздана обстановка богатого дома семьи господина Штальбаума. Театр разнообразно и эффектно использует световые возможности новой аппаратуры; звучит оригинальная музыка и песни известного екатеринбургского композитора , лауреата премии губернатора Свердловской области Вадима Шосмана. Фонограммы песен, спетых самими артистами-участниками спектакля , записаны вполне качественно. Давно не видела и подобного уровня работы балетмейстера. Анатолию Дурницыну удалось многому научить исполнителей. И в спектакле практически все они изящны и слаженны в пластике « механических кукол», в изображении оживших солдатиков , убедительны в сражениях с крысами и в классических бальных танцах. Но самая большая удача -роскошные костюмы героев. Они побуждали актеров учиться носить фраки и кринолины, военную форму и парики, по-особому говорить ,т.е. осваивать не только бытовое сценическое существование своих героев. Огромная украшенная елка в глубине сцены, красивая мебель, посуда, звон колокольчиков , музыкальные акценты вносят свои краски и эмоции в создание волшебной атмосферы детского спектакля.
С фантазией придуман темный крысиный мир . Эффектны и страшноваты появления мышиного полчища : сначала тревожный царапающий шорох, всполохи огней, в которых с помощью проекции пробегают черные силуэты. Они идут нескончаемым строем еще и на самом верху сцены, словно заполняя собой все ее пространство. А потом из люка будут появляться в цветном облаке королева Мышильда и Мышиный Король - огромные « куклы-человек » , эдакие семиглавые чудища. Театр при этом соблюдает меру в показе страшного. Поначалу ( пока не оживут во снах девочки) игрушками будут любимые куклы Мари и подаренный ей деревянный Щелкунчик. В облике человеческом Щелкунчик , он же молодой Дроссельмейер в исполнении Е Коротаева очень хорош, обаятелен, юн и чист, под стать Мари.
О Мари Екатерины Сысоевой нужно сказать отдельно, т.к. ,на мой взгляд, это лучшая роль в спектакле. Актриса чрезвычайно подходит по своим физическим данным на роль маленькой девочки: она небольшого роста, хрупкая, женственная. И именно Мари Е.Сысоевой наделена живыми чувствами и реакциями, она импульсивна, по-детски доверчива. Она дитя- фантазерка и уже глубокий человек, одаренный способностью к состраданию и любви.
К сожалению , ролей подобного объема и « градуса » проживания в спектакле нет. То, что было новой для артистов задачей, несколько « заморозило» и затормозило их. Все так стремились «прямо держать спину» , значительно ( и со значением ) разговаривать, что несколько перестарались. И даже Ю.Сысоев, артист, внутренне гибкий и эмоционально восприимчивый, в важной роли Дроссельмейера кажется больше, чем надо, рассудочным и формальным.
Между тем, он крестный Мари, по сути второй отец и потому отношения у них почти родственные. Он любит девочку. А она находится под большим влиянием его сказочных историй. Что же касается настоящего отца ( его играет В Каратаев) и ее матери (Ирина Цветкова), то их статуарность сковывала проявление ( хотя бы изредка) живых человеческих чувств родителей к ребенку. Красавица мама мила, внешне добра, но формального в роли было больше. То же можно сказать и о некоторых других персонажах. Это меньше коснулось исполнителя брата Мари. Актер Д.Зинеев-Франц несколько раз прорывается в узнаваемое мальчишеское поведение и эмоции, и тем мгновенно вызывает ответный отклик зрителей.
Недостатков в этой работе достаточно, но и пределов совершенству нет. Все перечисленное выше не позволяет считать спектакль « Щелкунчик» неудавшимся. Театр, кажется, дорожит этой работой, в которую так щедро вложился . Возможно, режиссеру (если он согласится с аргументами) нужно через определенное время вернуться к нему, чтобы углубить и точнее акцентировать то, что необходимо. Думаю, что актеры, уже достигнув многого, смогут улучшить свои роли, а , значит, весь этот очень красивый и важный детский спектакль в целом. А то, что является достоинством спектакля,- по-особому бережная, тактичная работа на сцене,- пример существования в детском мире не только жесткости и грубости, но совсем иных отношений.
Январь 2016
Наталья Решетникова