"Сквозь огонь", Н.М. Решетникова
Эта работа в режиссуре Елены Перелыгиной появилась в репертуаре как приуроченная к юбилею Победы и осталась в нем ,похоже, надолго. Причин несколько. Театр выбрал пьесу близкого им по происхождению уральца В.Гуркина, знатока жизни простых людей из глубинки, мастера народной комедии. Привлекли сюжет и возможность сыграть сочно выписанные роли. В основе спектакля с посвящением всем, кто пережил страшную войну на фронте и в тылу , лежит пьеса « Саня.Ваня.С ними Римас », которая заслуженно имеет большую историю постановок в театрах страны.
Почти сразу можно убедиться, что расчет театра оправдался, поскольку становится очевидным , что работа доставляет настоящее удовольствие самим участникам и удовлетворение от благодарного отклика, что дарит в ответ зал. Это тот случай, когда типажно пьеса идеально разложилась на исполнителей и даже по внешним признакам совпала с ними. А еще почти сняла с актеров, благодаря речевой окраске героев пьесы, возможные вопросы к их собственным речи и говору. Три сестры в исполнении Н.Катаевой( Александра),Т.Крыловой( Анна) и О.Саввиди(Софья) – три разные не только по возрасту женщины. У каждой свой характер, темперамент , судьба, сложившиеся взаимоотношения, где есть несхожие сюжеты и повороты, но которые - те родные души, которые и радость разделят, и в беде не бросят, и мужиков поддержат. Типичные русские женщины- работящие , сильные, неизбалованные, терпеливые, жалостливые. Под стать им дочка Рудаковых Женя ( А.Хабирова). Ей довелось сыграть и девочку-подростка, и ставшую уже матерью женщину. В целом, актриса справилась с задачей, оставаясь органичной в двух ипостасях .
Колоритнее всего выписаны роли Александры и Анны. У первой, счастливо живущей с мужем Иваном, драма бездетности. У второй, смешливой и немного наивной , муж калека, детей четверо, ждут пятого.( Важная в пьесе тема материнства , продолжения рода не педалируется , но внятно прочитывается в спектакле). На тяжелой работе свои сложности, мужики и бабы устают – все как у всех, это обычная жизнь. И герои пьесы не драматизируют ситуацию - а у кого без проблем да беды? Жить можно. Природный оптимизм, вера в лучшее в характере русского человека. Поэтому у Гуркина весь первый акт пьесы – это праздник жизнелюбия , шуток, песен, любви к женам , детям ,родне и друзьям и наоборот .Проявлены они достоверно, без слащавой умильности, порой грубовато, но здесь нет сомнений , что чувства и отношения эти подлинные и сильные.
Драматург обозначает время действия - самое начало войны. Она еще не докатилась всерьез до глубинки, да никто и не верит в продолжительность ее –« ну, недели три, может пол-года…». Баня, застолье после очередного трудового дня, поругивание председателя, карьериста и пьяницы . Уморительная история с сорвавшимся быком Жоркой еще и приукрашенная балагуром Иваном , иногда на грани «фола» шутки. Колоритны и обаятельны не только женские образы, но и мужские . Здесь есть разнообразие ,ансамблевость, умное партнерство. Реалистический, бытовой ключ исполнения оказался близок первоуральским артистам , их персонажи явно вызывают симпатию исполнителей.
Эти обычные люди легко могут и матом покрыть незлобиво, по простоте и привычке, и выпить горазды . Но в них есть и чистота, и способность чувствовать боль другого, и вполне откровенное и столь же естественное проявление любви и верности . Игровое и, кажется, беззаботное настроение первой части спектакля передано актерами очень достоверно. И чем свободнее и полнее в их исполнении проявления людей в мирной жизни, чем больше зрители проникаются симпатией к героям, тем острее каждый воспринимает момент обрыва привычного течения бытия. « Нахохотались так, что сами испугались – « к добру ли? » Оказалось к войне, разлуке, слому судеб.
Вторая часть спектакля и труднее, и драматичнее. Пройдут четыре года войны , и четыре после. Погибнет в бою Петр Рудаков (арт.А.Мурайкин), повесится муж Софьи Михаил - не выдержит подлости уволившего его с работы председателя ,обрекшего тем на голод его семью . Н е выдержит черного известия о гибели мужа сердце Софьи, матери Жени. Сиротами остались дети. Ничего не слышно много лет об Иване-ни весточки, ни похоронки- как сгинул. Не зря пили мужья за своих баб – « лучше вас на свете нет » - вытянули они за них не женскую работу и детей подняли.
Жизнь, при всей ее невыносимой порой тяжести и трагизме, остановить нельзя. Она продолжается : уже сама стала мамой подросшая Женька, а Александра готова принять предложение участкового милиционера Римаса жить вместе. Он все время был рядом, делил тяготы тыловой деревенской жизни. Помнилось и главное - он спас мужиков-односельчан от НКВД – предупредил, что приехали за ними по доносам председателя . Римас дал им возможность бежать на фронт- тогда тот казался спасением ,тюрьма страшила больше . Артист О.Кушнарев основателен, нетороплив и немногословен. Его темперамент , как и подлинное благородство, проявятся позже, в самых ключевых сценах второй части спектакля.
Главным событием ее становится внезапное появление Ивана в день свадьбы . Тот объем противоречивых чувств , что переживают при этом оба героя, -лучшие сцены во втором акте. Режиссер не дала артистам перейти иную грань – уйти в слезливую мелодраму. Главное клокочет внутри, прорываясь сломом голоса, учащенным дыханием, выразительностью немых диалогов. И драма мужа и жены проступает в каждом движении и поступке. Их Александра и Иван – дуэт сильных личностей - ранимых и гордых, ревнивых и любящих так сильно и верно, что способны , через душевную боль, на понимание и прощение - как и положено добрым и совестливым людям. Наряду с лирикой и нежностью друг к другу, они сохранили и юмор - верный признак жизненной силы и душевного здоровья.
Менее объемной, чем могла бы, получилась важная сцена объяснения Ивана с Римасом - здесь накал эмоций должен доходить до грани страшного- в какую-то минуту Иван мог бы , от отчаяния и расшатанных войной и пленом нервов , разорвать соперника.
Не очень точно, мне показалось, прописана линия поведения Анны. Здесь есть вопросы к постановщику. Но замеченное, как и ряд мелких, но досадных недочетов, не может отменить чувства правды и сопереживания , пережитых за время спектакля.
Об уровне оформления, света , музыки( отчасти выручает хорошее живое пение) в сегодняшнем - практически аварийном состоянии здания театра- пока говорить не приходится. Зрители не снимают одежды - в зале холодно. Правда, об этом почти забываешь, потому что, несмотря ни на какие трудности, театру удалось создать главное - спектакль , пробуждающий добрые чувства.
Ноябрьский вечер , когда мы его смотрели, был на редкость холодным -около минус тридцати. А спектакль - всем на радость - живым и теплым.
Наталья Решетникова
ноябрь 2016