Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Сквозь огонь", Н.М. Решетникова

Эта работа в режиссуре Елены Перелыгиной  появилась в репертуаре как приуроченная к юбилею Победы и  осталась  в нем ,похоже,  надолго. Причин несколько. Театр выбрал пьесу близкого им по происхождению уральца В.Гуркина,  знатока  жизни простых людей  из глубинки, мастера народной комедии. Привлекли  сюжет  и  возможность сыграть сочно выписанные роли. В основе спектакля  с посвящением всем, кто  пережил страшную войну на фронте и в тылу , лежит пьеса « Саня.Ваня.С ними Римас », которая  заслуженно имеет большую историю постановок в театрах страны.

           Почти сразу можно убедиться, что  расчет театра оправдался, поскольку  становится  очевидным , что работа  доставляет   настоящее удовольствие самим участникам   и удовлетворение  от благодарного отклика, что дарит в ответ зал.  Это тот случай, когда типажно пьеса идеально разложилась на исполнителей и даже по внешним признакам совпала с ними.    А еще почти сняла с актеров, благодаря речевой окраске героев  пьесы,  возможные вопросы к их  собственным речи и говору. Три сестры в исполнении Н.Катаевой( Александра),Т.Крыловой( Анна) и О.Саввиди(Софья) – три разные не только по возрасту женщины. У каждой свой характер, темперамент , судьба, сложившиеся взаимоотношения, где есть  несхожие  сюжеты и повороты, но которые - те родные души, которые и  радость разделят, и в беде не бросят,  и мужиков поддержат. Типичные русские женщины- работящие , сильные, неизбалованные, терпеливые, жалостливые. Под стать им  дочка Рудаковых  Женя ( А.Хабирова). Ей  довелось сыграть и девочку-подростка, и ставшую уже матерью женщину. В целом, актриса справилась с задачей, оставаясь органичной в двух ипостасях .

          Колоритнее всего выписаны роли Александры и Анны. У первой, счастливо живущей с мужем Иваном,  драма  бездетности. У второй, смешливой и  немного наивной , муж калека, детей четверо, ждут пятого.( Важная в пьесе тема материнства , продолжения рода  не педалируется , но внятно  прочитывается в спектакле). На тяжелой  работе свои  сложности,   мужики и бабы устают  – все как у всех, это обычная жизнь. И герои пьесы не драматизируют ситуацию - а у кого без проблем да беды? Жить можно. Природный оптимизм, вера в лучшее в характере русского человека. Поэтому у Гуркина весь первый акт пьесы – это праздник жизнелюбия , шуток,   песен, любви к женам , детям ,родне и друзьям и наоборот .Проявлены они достоверно, без слащавой умильности, порой грубовато, но здесь нет сомнений , что чувства  и отношения  эти подлинные и сильные.

               Драматург обозначает время действия - самое начало войны. Она еще не докатилась всерьез до глубинки, да  никто и не верит в продолжительность ее –« ну, недели три, может пол-года…».  Баня, застолье после очередного трудового дня, поругивание председателя, карьериста и пьяницы .  Уморительная история с сорвавшимся быком Жоркой еще и приукрашенная балагуром Иваном , иногда  на грани «фола» шутки.   Колоритны и обаятельны  не только женские образы, но и мужские . Здесь есть разнообразие ,ансамблевость, умное партнерство. Реалистический, бытовой  ключ исполнения  оказался близок   первоуральским артистам ,   их персонажи   явно вызывают симпатию исполнителей.

             Эти обычные  люди легко могут и матом покрыть незлобиво, по  простоте и привычке,  и выпить горазды . Но в них есть и чистота, и способность  чувствовать боль другого, и вполне откровенное и столь же естественное  проявление любви и верности . Игровое и, кажется, беззаботное настроение первой части спектакля передано актерами очень достоверно. И чем свободнее и полнее  в их исполнении проявления людей в мирной жизни, чем больше  зрители проникаются симпатией к героям, тем острее каждый воспринимает  момент обрыва привычного течения бытия. « Нахохотались так, что сами испугались – « к добру ли? » Оказалось к войне, разлуке, слому судеб.

                 Вторая часть спектакля и труднее, и драматичнее. Пройдут четыре года войны ,  и четыре  после.  Погибнет в бою Петр Рудаков (арт.А.Мурайкин), повесится муж Софьи Михаил - не выдержит подлости уволившего его с работы председателя  ,обрекшего тем  на голод его семью . Н е выдержит  черного известия о гибели мужа сердце Софьи, матери Жени. Сиротами остались дети. Ничего не слышно много лет об Иване-ни весточки, ни похоронки-  как сгинул. Не зря пили мужья за своих баб – « лучше вас на свете нет » - вытянули они за них  не женскую  работу и детей  подняли.

                Жизнь, при всей ее  невыносимой  порой  тяжести и трагизме, остановить нельзя. Она продолжается : уже сама стала мамой подросшая Женька, а Александра готова принять предложение участкового милиционера Римаса  жить вместе. Он все время был рядом, делил  тяготы тыловой деревенской жизни. Помнилось и главное - он спас мужиков-односельчан  от НКВД – предупредил, что   приехали  за ними  по доносам председателя .   Римас дал им возможность бежать на фронт- тогда тот казался спасением ,тюрьма страшила больше . Артист О.Кушнарев основателен, нетороплив и немногословен. Его темперамент , как и подлинное  благородство, проявятся позже, в самых ключевых сценах второй части спектакля.

                  Главным событием ее становится внезапное появление Ивана в день свадьбы . Тот объем противоречивых чувств , что переживают при этом оба героя, -лучшие сцены во втором акте. Режиссер не дала артистам перейти иную грань – уйти в слезливую мелодраму. Главное клокочет внутри, прорываясь сломом голоса, учащенным дыханием, выразительностью немых диалогов. И драма мужа и жены проступает  в каждом движении и поступке.  Их Александра и Иван – дуэт сильных личностей - ранимых и  гордых, ревнивых и любящих так сильно и верно, что способны , через душевную боль, на понимание и прощение - как и положено  добрым и совестливым людям.  Наряду с  лирикой и нежностью друг к другу,  они сохранили и юмор  -  верный признак жизненной силы и душевного здоровья.

               Менее объемной, чем могла бы,  получилась  важная сцена объяснения  Ивана с Римасом - здесь накал эмоций должен доходить до грани страшного- в какую-то минуту Иван мог бы , от отчаяния  и расшатанных  войной и пленом нервов , разорвать соперника.

               Не очень точно, мне показалось,  прописана линия поведения Анны. Здесь есть вопросы к постановщику. Но замеченное, как и ряд  мелких, но досадных   недочетов, не может отменить чувства правды и сопереживания , пережитых за время спектакля.

              Об уровне   оформления, света , музыки( отчасти  выручает  хорошее живое пение)  в сегодняшнем - практически аварийном состоянии здания  театра-  пока говорить не приходится. Зрители не снимают одежды - в зале холодно. Правда, об этом   почти забываешь, потому что, несмотря ни на какие трудности, театру удалось создать главное - спектакль , пробуждающий добрые  чувства.

             Ноябрьский  вечер , когда мы его  смотрели, был на редкость холодным -около минус тридцати.  А спектакль  -  всем на радость - живым и теплым.

Наталья Решетникова

ноябрь 2016