"Спящая КАР-савица" и "Маленькая баба Яга", Н.М. Решетникова
Первый спектакль, к сожалению, не получился. Эта неудача тем более досадна, что лежащая в основе пьесы для театра сказка немецкого писателя Отфрида Пройслера великолепна: в ней занимательный сюжет, прекрасно выписанные герои ( прежде всего сама главная героиня и ее верный друг Ворон.) В ней целая серия невероятных приключений и превращений, много фантазии, парадоксов, юмора, серьезных испытаний и отсутствие прямого назидания. Сказочная история придумана и написана талантливым, любящим детей и знающим их психологию человеком. Она, кажется, так и просится на кукольную сцену. Чего невозможно сказать о « драматургии », даже не приближенной к уровню первоисточника.
Оказалась примитивной и режиссура Б.Ходырева , и чудовищен изобразительный ряд (М.Колмогорцева) . Здесь куклы-монстры прежде всего потому, что они - грубая бутафория. Работать ими практически невозможно. Вся техническая «грязь» на виду. Чуть лучше обстоит дело с куклой главной героини, да и актриса Алла Жукова старается оживить ее, но это дела не спасает.
В спектакле сам сюжет прослеживается с трудом, а из-за технических сбоев, звуковой и голосовой какофонии детям вообще трудно расслышать и понять, что происходит. Множество повторов в приеме, вялость, образные возможности театра кукол не использованы и на четверть. Артистам можно только посочувствовать из-за обстоятельств, в которые они поставлены.
Картина была бы совсем безрадостной, если бы не второй спектакль « Спящая Кар-савица ». Автор и режиссер – постановщик Светлана Дорожко. Здесь нет сколько-нибудь серьезной драматургии. Сказка для малышей проста, герои – хорошо узнаваемые детишки-зверюшки и история , конечно, про дружбу. И все же сказать так - почти ничего не сказать. Потому что на этом простейшем материале создается спектакль невидимого глазу чуда кукольного театра - здесь и сейчас. Оно творится фактически без слов ( вкрапления звукоподобных «добавок » не в счет- все понятно и без них).
Спектакль рассчитан на визуальное восприятие простой и ясной детской истории, которая рассказывается театром совсем не простыми средствами. Здесь магия театра кукол абсолютная. Здесь каждую минуту есть за чем следить и удивляться , как это сделано. В техническом отношении спектакль очень и очень труден, но это трудности совсем иного порядка, чем в первом случае. Он очень красив и эффектен. Хороша работа художника Евгении Терентьевой и режиссера, нашедших массу играющих деталей, сценических фокусов и трюков ( как у иллюзионистов в цирке). И слаженно- профессионально работают с куклами на длинных тростях и с предметами ( за экраном, в черном кабинете ) артисты Кристина Шварц (Ворона), Владимир Беляев ( Ворон ,Еж, Бобер , Заяц), Наталья Уланова (Зайчиха), Ольга Зарянская (Бобриха), Алла Жукова ( Ежиха). Всем вместе – постановщикам и исполнителям - удалось создать то самое волшебство детского кукольного театра, которое в умелых руках и талантливых головах готово удивлять вновь и вновь.
Провисы и длинноты возникают из-за необходимости внутренних перестановок - что называется, рук не хватает, но у артистов есть еще резервы, чтобы справиться с куклами и всей « машинерией » спектакля, как и для поиска голосового, пластического и мизансценического разнообразия.
Уже не раз присутствовала здесь на этих невероятных краснотурьинских «качелях», когда в каких-то спектаклях возникает ощущение абсолютной беспомощности и безвкусицы. И, наоборот, в руках опытных и талантливых артисты театра способны на чудеса преображения и самоотверженности, когда кажется, что их возможности огромны.
Отсюда вывод: больше качественной драматургии и постановщиков - хороших и разных.
Февраль 2017
Наталья Решетникова