"Свадьба Фигаро", А.Н. Лапина
Обновленный драматический театр имени Мамина-Сибиряка в Нижнем Тагиле уже и сегодня производит сильное впечатление, хотя понимаешь, что финал глобальной реконструкции, конечно, еще впереди, но такое и не может произойти в одночасье. Но зрители приходят уже именно в свой театр торжественно, как на праздник, разглядывает экспонаты небольшого музея, с удовольствием фотографируются. Все это по-настоящему радует и обещает, что все-таки проблемы в культуре не безнадежны.
Первая премьера в этом обновленном театре стала знаменитая комедия Бомарше «Свадьба Фигаро». А почему бы и нет? Театр вполне может себе позволить рассказать историю любви, которая не стареет со временем. Для постановки пригласили молодого режиссера Дмитрия Касимова, уже известного по своим работам в театрах Екатеринбурга, ученика известного мастера Романа Виктюка. И спектакль, как говорится, пошел и пользуется вниманием зрителей, что для театра всегда очень важно.
И все же, думается о любой работе стоит судить честно и объективно и без предвзятости. Может ли театр и режиссер предложить новую художественную интерпретацию популярного произведения, свое видение. Безусловно. Но нельзя не помнить, что это дело необычайно тонкое и даже по-своему болезненное. На первом месте должно стоять уважение к автору, сочинившему оригинал.
А вот, что в результате, собственно, на сцене. Здесь действие происходит в некоем отеле. Сам Фигаро – управляющий отелем, граф Альмавива – владелец отеля, Керубино служит тут же просто коридорным. Сам этот ход или прием можно, наверно, было бы оставить на совести Дмитрия Касимова, но все это мало имеет отношения к Пьеру Бомарше, незаметно лишает сюжетную линию так необходимого здесь французского аромата, атмосферы, интонации эпохи и совсем незаметно из спектакля уходят изящество и легкость, появляется столь грустная тяжеловесность.
Первый акт играется, увы, незамысловатая коммерческая комедия с персонажами-масками. Альмавива – легкомысленный ревнивец, Фигаро всех наставляет и скучно учит прописным истинам.
Конечно, главные вопросы к приглашенному режиссеру, его уже нет сейчас в Нижнем Тагиле. Он был обязан отобрать выразительные средства, чтобы возникла гармония целого. Здесь же, чего только нет! Музыка это и Штраус, и Оффенбах, и вдруг песня на английском языке… И это стилевая, и вкусовая пестрота ставит и артистов в сложное положение. Вот Василий Мещангин, играющий Альмавиву, обаятелен, темпераментен, но играет все же отнюдь не вельможу, а заурядного ловеласа и только.
И самый острый вопрос. Можно ли ставить эту пьесу, не имея в труппе артиста на роль Фигаро. Алексей Карпов – артист характерный, он очень старается, но, к сожалению, в нем нет харизмы притягательного обаяния, а это уже и не Фигаро…
Но театр имеет право пробовать и рисковать. Имеет.
Алла Лапина
14.11.2015г.