Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

Территория человека

23.10.13

Почти две недели назад в осенней Москве завершился VIII международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». В России ежегодно проходит около 250 всевозможных театральных фестивалей. То, что «Территория» среди них особенный, кажется мне несомненным.  

Человек, который решил заниматься искусством, всю свою жизнь обречен искать ответ на вопрос: что такое искусство? Ответы будут находиться, теряться и изменяться. Но очень важно иметь ясные ориентиры в начале своего пути. «Территория» помогает эти ориентиры найти.

Структурно фестиваль делится на две части. «Искусство сейчас» – это привезенные организаторами со всего мира спектакли. Программу формирует арт-дирекция, составом которой можно только восхититься: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Роман Должанский, Теодор Курентзис, Мария Миронова, Андрей Ураев. Они находят спектакли высочайшего уровня мастерства, но при этом неоднозначные, непривычные, зачастую провокативные. Спектакли на грани жанров и стилей. На грани самого искусства.

Вторая часть «искусство завтра» – это мастер-классы и встречи, которые проводят со студентами «Территории». Студенты - 100 молодых профессионалов и учеников творческих ВУЗов России и ближнего зарубежья, прошедших конкурсный отбор в виде анкетирования.

Важно понять, что эти две части равноправны и равноценны. Студенты, действительно, не просто смотрят спектакли, но учатся, знакомятся, все пробуют и испытывают на себе. Это редкая возможность: сегодня смотреть спектакль, а завтра участвовать в мастер-классе его создателя.

Искусство завтра – или «свобода утверждает сложность»

Практика соединялась с теорией. С педагогом Школы-студии МХТ Андреем Ураевым говорили о Станиславском и том, как он изменил театр. Знаменитый британский режиссер Деклан Донелан, следуя личной методике, учил актеров избавляться от страха, позволив пространству существовать до выхода на сцену. С американскими актерами Энни Сондерс и Крисом Полликом за два часа через простые механические движения каким-то неведомым способом создавали маленькие, оригинальные произведения. Норвежский режиссер Ларс Ойно знакомил с «театром Жестокости» и Антоненом Арто. Мастер-класс драматурга Михаила Дурненкова был в рамках классической парадигмы психологического театра. Его игра «интревью с героем» строилась на соединении биографий актера и персонажа. А режиссер Тимофей Кулябин, напротив, призывал уходить от психологизма, посвящать больше времени работе над телом. С ним учились строить диалоги в мизансценах, не прибегая к слову.

Все встречи разные, но, в сущности, они непротиворечивы. Существовало два ключевых понятия, которых так или иначе касались все мастера в общении с нами. Это «свобода» и «личность». Кирилл Серебренников долго говорил о том, как важно актеру развиваться. О том, что актер  играет не голосом, не мимикой или жестами, но своей личностью. Ту же линию, только на практике продолжал и Тимофей Кулябин. Упражнения, которыми он с нами поделился, учат не играть, оставаться собой. Тренируют, как оказалось, такое сложное умение на сцене быть человеком, а не ролью. 

«Территория» подошла к вопросу образования своих студентов основательно. Помимо спектаклей и мастер-классов в списке наших мероприятий были экскурсии в Московском музее современного искусства, фортепьянный концерт «piano gala» (руководитель Теодор Курентзис), просмотр фильмов ведущих мировых режиссеров в «Гоголь-центре», проект «Живые пространства» (куратор Марат Гацалов). И каждое событие заслуживает отдельного разговора. Концентрат эмоций и впечатлений на долю человека – зашкаливал.

Случалось и спорить с мастерами. Самую жаркую дискуссию о современном театре спровоцировал художник Зиновий Марголин. Он выразил мысль, что в переломную эпоху, в которой нам выпала честь жить,  когда границы искусства размыты и все находятся в непрерывном поиске нового языка, теряется сам смысл творческой деятельности.

Для меня его тезис одновременно опровергли два абсолютно разных человека: классик театра Лев Додин и во многом революционная художница  Ксения Перетрухина. Сами того не зная, в один голос они сказали, что «миссия искусства – преодолевать одиночество». Средства могут разниться, но смысл один – установление связи.

Искусство сейчас – или «Внимание! В спектакле демонстрируется обнаженное тело»!

Открывал фестиваль самый междисциплинарный и при этом самый гармоничный из всех представленных спектакль - «Play» бельгийской компании «Истмен» (режиссер Сиди Ларби Шеркауи). На сцене шестеро. История, ими рассказанная, предстает и в музыке, и в песне, и в танце. Танцуют двое. Она – представительница восточной, индийской культуры, он – западной. Они постоянно в контакте, в игре: кто возьмет вверх? Кто кого перетанцует? Это неявное противостояние, оно скорее в глазах, чем в действиях. 

Музыка, наполняющая спектакль, включает в себя и  старинные итальянские песни XIII-XIV веков, и хит «The whole new world» из диснеевского «Алладина». Возникают и куклы. Но не потому, что режиссеру пришло в голову до полного набора добавить еще и этот элемент театра, а потому, что художник их компании делает кукол. И в зале, где группа репетировала, эта кукла  была. Из изначальной импровизации родилась остроумная сцена, в которой  живой девушке урок танца преподает гуру из папье-маше.

«Play» - результат настоящего командного творчества, олицетворением которого может стать мизансцена, когда все участники, окружив фортепьяно, все вместе играют. В шесть рук. В финале прекрасная Шантала, сидя на краю сцены, говорит нам о том, что быть счастливым можно научиться. О том, что только разум определяет наш взгляд и наше ощущение счастья или несчастья. Только вот почему-то мы не учимся им управлять. Это реальная речь одного буддийского монаха.  Кстати, она очень перекликается со словами Ксении Перетрухиной из ее мастер-класса «Догма художника в театре», о том, что можно «репетировать свободу». В искусстве, как и в жизни, по сути, нет норм и правил, но быть свободным не так-то просто. Этому нужно учиться.

На первой встрече с арт-дирекцией фестиваля нас предупреждали, что некоторые работы, может показаться, будто бы привезены с другой планеты. Опера «Горная птица» по незаконченному либретто Г. Ибсена, поставленная в норвежском «Театре Жестокости» Ларсом Ойно, как раз тот случай. Многие российский зрители, привыкшие отторгать все непривычное, поспешили с шумом покинуть зал, не желая приложить и толики усилий, чтобы проникнуть в этот странный мир. Мир со своим крайне замедленным темпом жизни, наполненный людьми с изломанной пластикой и безумными, раскрашенными ярким гримом лицами. В их вокале отсутствует привычная для нас музыкальная гармония. Кажется, так чувствовали себя жители Парижа на премьере «Весны священной» Стравинского.  Опера шла на норвежском языке, понять разумом, что происходит, было непросто, но разве это является непременным условием отношений с произведением искусства? 

Самое сильное впечатление для многих оставил спектакль греческого режиссера Димитриса Папаиоану «Первая материя».  Димитрис известен всему миру как режиссер открытия Олимпийских игр 2004 г. в Афинах. После кризиса в Греции он решил создать спектакль минимальными ресурсами. Доказать себе, что единственное, действительно нужное для творчества – это желание.  Режиссер сам встречал зрителей у входа в зал и рвал билеты, сам выключал верхний свет перед спектаклем, сам играл. 

В спектакле нет слов, нет музыкального сопровождения, нет танца. При этом каждое движение можно воспринять как танец, а каждый звук, будь то стук каблука или падающая доска, как музыку. Каждый жест был четко выверен. Каждый имел значение. Минимум декораций и два актера: один из них полностью одет, а второй – полностью обнажен. И через постоянное взаимодействие друг с другом рождалась история. История Человека, в котором вечно сосуществуют, борются и не могут друг без друга природно-физическая и разумно-духовная части.  История изобразительного искусства – от античности до черного квадрата Малевича. История мужского человеческого тела, пережившего рабство, распятие, изучение и поклонение. Это переосмысление великого прошлого и поиски пути в будущее.

По словам Кирилла Серебренникова спектакль подобный «Первой материи» не мог возникнуть в России, потому что для его создания нужна внутренняя свобода, которой у нас нет. Вместо этого у нас на афишах горит предупреждение «Внимание! В спектакле демонстрируется обнаженное тело!». И единственное, что нам остается - двигаться по пути к освобождению. Только внутренне свободный человек может стать личностью. И только личность может стать художником.

Если в первый день фестиваля у нас была лекция Ксени Перетрухиной, которая многих воодушевила и затронула, то в предпоследний день мы увидели спектакль, который она оформляла. «Три дня в аду» Дмитрия Волкострелова в Театре Наций - практическое воплощение уже услышанных  теоретических идей многих поставили в тупик.

Три брезентовые палатки вместо привычной оппозиции зал-сцена. Три кучки разобщенных зрителей, у каждой в палатке свой интерьер: у одних - кровать и плита, у других - стиральная машина и стол. Текст Павла Пряжко – поток сознания современного обывателя, полный повседневного мусора, цифр и счетов, звучит в записи, подробно разложенный на голоса более 20 артистов. Параллельно два актера перемещаются из палатки в палатку, раз за разом повторяя ряд незамысловатых движений, типа привалится к горе подушек на кровати или открыть кастрюлю на плите. Каждый существует автономно.

Одни зрители засыпали, другие нервно посмеивались, третьи напряженно размышляли о природе искусства.  Даже на заключительной встрече с Романом Должанским вместо пожеланий и предложений относительно будущего фестиваля  студенты решили, воспользовавшись моментом, поговорить с театральным критиком. Должанский убедительно доказал всем сомневающимся, почему увиденное вчера – театр, а реакцию большинства определил, как «инстинктивную боязнь актера за свое искусство». 

 «Территория» показывает, насколько разным может быть современный театр. Сколько возможностей он нам предлагает для творчества. Нужно искать. Главное, научиться не бояться себя. Успокоиться в «малом круге внимания» и идти вперед.  

Все Рубрики