Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Три поросенка" и "Аленушкины сказки", Н.М. Решетникова

«ТРИ ПОРОСЕНКА» и «АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ» 

в НОВОУРАЛЬСКОМ ТЕАТРЕ КУКОЛ « СКАЗ».

 

             Обе постановки   имеют один адресат- « детям от 4х лет». Объективно же  почти повсеместно на кукольные спектакли  приходят родители с детьми от полутора – двух лет. Те театры, которые глубоко изучают эту проблему, пытаются создавать  сценические произведения, учитывающие особенности восприятия  самых маленьких. И тогда, как минимум, ограничивается продолжительность спектаклей ( не более 20-25 минут), уровень громкости, количество текста. Такие постановки, как советуют психологи и воспитатели, должны быть максимально аккуратными и бережными по отношению к детям.

          В Новоуральске, небольшом и закрытом  городе,  у театра нет, возможно, средств на создание особого пространства, чтобы разделить деток   более грамотно, но  учитывать  в своей обычной  работе существующую проблему он  должен.

         С точки зрения сказанного, пьеса Ю.Шуцкого , что взята театром за основу спектакля, со всеми ее вывертами - летающие поросята, Волк, который постоянно меняет свои планы и убеждения,  уровень юмора и многословие - больше доступен   взрослым, знающим  классическое содержание. Детям же отследить сюжет, « прочитать» внятную  им историю, в данном случае , оказывается сложно. Спектакль идет около часа. Его  напряжение и динамика идут, к сожалению,  зачастую не от интриги и  увлекательных событий, не от  ярких характеров и  действия , а от форсированных, ( «кукольных», т.е неразличимых почти по индивидуальным краскам  голосов актрис, играющих поросят ,как  и актера А.Семенова (Волк), и еще от   внешней суетливости. Почему ЭТИ  герои , что все время ссорились, в финале оказываются вместе и поют банальную песенку про дружбу, из данного материала понять непросто.

         К сожалению, актерам не помог не только режиссер А Мирошкин, но и художник Л. Гусарова .Спектакль  не отличается ни сочностью красок, ни художественным освоением пространства сцены, ни фантазией в создании кукол. Этих одинаковых по росту, небольших планшетных кукол трудно  разглядеть дальше первых рядов. Так же трудно их « оживить», придать им индивидуальные характеристики, хотя актеры могли бы все-таки постараться более тщательно поработать со своими кукольными персонажами. Спектакль производит впечатление, словно он  изначально создавался  как  упрощенный (выездной) вариант- без больших материальных и душевных  затрат.  И это огорчительно.

         К чести театра и его главного режиссера, они умеют слушать и слышать критику, пытаются отходить, по возможности, от стереотипов работы. К удачным примерам  иного результата относится приглашение двух постановщиков из Екатеринбурга- актера и режиссера ЕГТК Павла Овсянникова и  художника, мастера создания авторских кукол Елены Лисиной. Их тандем  сложился во время работы над спектаклем « Времена года» по известному музыкальному альбому П.И. Чайковского в Екатеринбургском  театре кукол. Он был рассчитан как раз на ту, самую трогательную аудиторию малышей. Там не было сказано ни слова, но постановщики сумели силой фантазии, образного мышления, использования арсенала театра кукол   и анимации  создать   магическое  действие, где все оживало и жило, где ребенок каждую секунду следил за сменой ритмов, фактур, пластикой, где они восторгались, удивлялись, грустили - то есть, сопереживали. Для Новоуральского театра постановщики предложили  « Аленушкины  сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка.  Инсценировку и, в целом, удачную, сделал сам  Павел Овсянников. Радует уже небанальность выбора произведения   уральского автора, которое, оказалось, может звучать актуально и сегодня.

      Художник создает целый мир: от маленького-спаленки Аленушки- до целого космоса в финале, что как раз и говорит о вневременности происходящего .Ведь это история о родительской любви, о нежном детском  возрасте, где еще нет четкой границы между явью и сном. Где ребенок может « улететь», засыпая под  папин голос , в волшебную страну , о которой тот читает. И стать там главной героиней, как Аленушка. Спектакль « Аленушкины сказки» погружает нас в этот сон. Там  с героиней начинают происходить всевозможные чудеса и  встречи,  там оживают цветы и животные,  насекомые, и где возможен полет на божьей коровке по миру.

      В спектакле используются в основном перчаточные куклы. И как раз эта древняя техника оказывается вполне живой, если применена с фантазией. Здесь хватает работы всей небольшой труппе. Актеры успевают переодеваться, три актрисы играют главную героиню, несколько управляются с теневым театром, с большой куклой Волка и т.д.  Спектакль полон действия, удивления и юмора. Чего только стоит уверенность Комара « задрать» огромного медведя( актер-кукла). Здесь смех возникает от разницы масштабов  героев, от их  особой пластики и  характерности.

     Спектакль ансамблевый, но  он дал  возможность  запомнить несколько ярких персонажей. Как по кукловождению, так и по актерскому мастерству выделяются опытные актеры з.а.РФ Наталья Булдакова ( ее Шмель, например) и, особенно, Андрей Данченко. Он сыграл Отца, Волка, Медведя, Святочного Дедушку. Именно ему, начинающему спектакль, принадлежит нежная, искренняя интонация любви к ребенку, что становится камертоном спектакля. Можно отметить цветовое решение и световую партитуру спектакля- они далеки от примитива и говорят о резервах театра.

      Оба спектакля музыкальные, в основном артисты поют « вживую. И это хорошо.

      Но, к  сожалению, проблема с голосами, о которой  говорилось относительно первой  работы, существует и здесь. Когда возникает многоголосье, понять кто есть кто почти  невозможно. Голоса резкие, звук зашкаливающий. «Грешит» этим, в немалой степени, артист Александр Семенов, но и более молодые актрисы тоже. И это не на пользу спектаклю.

         Можно найти изъяны в инсценировке и некоторых режиссерских мизансценах, но все же театру удалось создать понятный, « волшебный», красивый, добрый детский спектакль , где достоинств больше, пожалуй, чем недостатков. И, кажется, он доставляет удовольствие не только детям, но и самим исполнителям.

Наталья Решетникова

январь 2015 года