Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Ужин с дураком", Н.А. Подкорытова

Французская комедия исподволь настраивает зрителя на особого свойства действо, он рассчитывает (и вполне справедливо) на нечто легкое, искристое, чуть фривольное, виртуозно-заковыристое, наполненное изящным юмором. И «Ужин с дураком» - комедия именно из такого ряда. Но одной пьесы для создания комедии на сцене мало. Нужна ещё и актерско-режиссерская смелость-умелость, чтобы столь же легко сделать зрителю смешно.  Петр Незлученко не слишком усердствовал с подбором сценографических средств, чтобы  создать квартиру, обставленную с французским шиком. Все решено достаточно условно, если не сказать банально: кушетка, на которой можно возлежать, несколько произведений искусства, символизирующие уровень состоятельности Пьера, неплохо упакованный бар, как знак некого гурманства (правда, гости и хозяин пьют из одного стакана).  

Разбитый радикулитом Пьер в исполнении Игоря Булыгина - условный европеец, высоколобый  сноб, претендующий на исключительное эстетство, которое в финале должно разбиться о «глупость» Франсуа (Юрий Сысоев). Через нарочитые страдания (правда, в наш приезд они были реальные), перемешанные с сарказмом по отношению к  своему очередному экспонату, он демонстрирует зрителю непроходимую, как ему кажется, дурость Франсуа. Очень запоминающаяся роль Юрия Сысоева, который  нелеп, жалок, рассеян, искренен, доверчив. Белый клоун.  Дурак-недурак. Смех сквозь слёзы.  Но в какой-то момент и его краски истощаются. Зал одаривают каскадом физических и словесных кульбитов, много гримасничают, пытаясь рассмешить внешними приемами, много изображают, но затянувшаяся дуэль на самом деле стоит на месте. Не спасает ни появление импозантного Лёблена (Валерий Каратаев) - знойного неаполитанца с явно одесскими корнями, ни дамские дивертисменты. На сцене - смесь  французского с нижегородским, «Детектор лжи. Продолжение». Все кажется понятным, уже сказанным, тягомотным, банальным, предсказуемым и, откровенно говоря, скучным.

Задуманная как перевертыш пьеса, во втором акте действительно перерождается. Все «перевернулось» с появлением Шёваля (Василий Мещангин). Блеск, фонтан, шарм.  При внешней невозмутимости, педантизме и подчеркнутости в нем  все жило, играло, смеялось и иронизировало. Он и стал тем самым французом, которого требует французская пьеса. Спектакль зашевелился, ожил, словно разогнулась пружина. Василий Мещангин нашел множество штрихов и деталей (взгляды, интонации, манеры) в образе своего персонажа. И спектакль, с трудом забравшийся на «вершину дурости», стремительно покатился с этой горы – туда, где обнаруживается истинное дурное, где происходит прозрение и признание, где все эмоции и чувства становятся настоящими. Финал спектакля трогательный и пронзительный, над по-детски крупными слезами Франсуа-Юрия Сысоева уже никто не смеется. Все встает на свои места, истинное и мнимое меняются местами.

Из недоумений. Не очень понятен пролог спектакля – дискотека в ночи, не хватило музыки, что вообще удивительно для П.Незлученко, она, вероятно, где-то стала бы «подпоркой» артистам,  не оправдан «выход в народ»:  интерактив, на мой взгляд, делает французский спектакль простолюдином, шарма уж точно не добавляет. Не слишком удачны женские образы. Кристин – в первом действии персонаж «из-за такта», Елена Макарова изрядно передавила свою героиню, затянув в корсет пиджака. Но в финальном эпизоде успокоилась и была достаточно убедительна. Яркая, эффектная, манящая Марлен (Ирина Цветкова) – девушка из другого образа мысли и действа. Но вопрос, скорее к художнику по костюмам. Возможно, более продуманный наряд диктовал бы менее одиозное поведение ее героини.

Несмотря на показавшиеся мне недочеты, которые, скорее всего, не системные, а ситуативные, «Ужин с дураком» - хороший зрительский спектакль, дающий повод и посмеяться, и подумать.

Наталья Подкорытова