В Екатеринбурге открывается выставка мастера аналитической живописи
Это шестой совместный с Русским музеем проекта Музея изобразительных искусств. Впервые в Екатеринбурге Филонов будет представлен в таком масштабе.
Впервые в Екатеринбурге Филонов представлен в таком масштабе. Среди всемирно известных художников, начавших свою деятельность в первые десятилетия XX века, таких, как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Ольга Розанова, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и т.д., пожалуй, самую трудную жизнь прожил Павел Филонов – не признанный при жизни, умышленно забытый после смерти и получивший признание через десятки лет после смерти. Чего стоит только экспозиция персональной выставки художника в 1929 году в Русском музее, которая, провисев почти год на стенах, в конечном итоге так и не открылась.
Свое искусство художник называл аналитическим, выступая против кубизма и канона, который не дает возможности для творчества. «Принцип сделанности» – одно из главных положений аналитического метода: организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. Цель мастера – подражать не формам природы, а методам, которыми она действует.
«Хрестоматийные изображения» – дома, деревья, животные, люди – почти исчезают из работ художника или видоизменяются, свободно фрагментируются, возникают в неожиданных и сложных сочетаниях, рождаясь из свободной «чистой формы».
Филонов говорит о «глазе видящем» и «глазе знающем». Первый – следит за цветом и формой, а второй – на основе интуиции и анализа помогает проникнуть в суть вещей, увидеть и изобразить формой изобретаемой невидимые процессы, внутреннюю жизнь растений, человека, пространства.
В 1927 году официальное признание получила школа Филонова, существовавшая еще с середины 1920-х годов – группа «Мастера аналитического искусства» (МАИ).
Филонов не делил искусство на живопись и графику – все свои работы он называл «картинами». Для него в искусстве существует лишь живая дышащая материя, которая не прекращает своей пульсации вечного распада и возрождения. Работы мастера полны внутреннего напряжения и ощутимого ритма. Если зрителю удается уловить этот ритм, почувствовать биение жизни, то наступает счастливый момент проникновения в мир художника.