Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Веселая вдова" Ф. Легара и "Пенелопа" А. Журбина, Н.М. Решетникова

 «ВЕСЕЛАЯ ВДОВА Ф.Легара и «ПЕНЕЛОПА» А. Журбина.

 

       Включение в репертуар легаровской « Веселой вдовы»  совершенно органично для  переименованного недавно  театра оперетты Урала, что многие годы работал именно в этом жанре . Даже расширив  палитру репертуара, он не намерен , похоже, отказываться от   привычной составляющей – не случайно  театр  сохранил  воспитанных в данной традиции артистов, оркестр и балетную труппу. Наличие  солистов- вокалистов позволило театру работать с двумя составами исполнителей. Мы с коллегами попали на  тот , где главные роли  играли  Н.Филимонова (Ганна Главари) и  з.а..РФ В. Овчаров ( Граф Данило).

         В качестве режиссера театр пригласил   з.а.РФ. В.Вавилова. Костяк же постановочной группы - давно работающие в  театре специалисты  во главе с опытным дирижером В.Петушковым.

          Зрителям, привыкшим к почти незыблемым законам жанра оперетты, предложено немало  новшеств. Так, вместо традиционного костюмного спектакля, с соответствующей  театральной пышностью  и роскошью    ( герои ведь тут – представители «высшего общества»),  режиссер и молодой художник И.Мальгин представили зрителям почти пустое пространство сцены. Прямое   указание ими на тему наживы и власти золотого тельца -  большая, стоящая в центре « золотая»  металлическая конструкция - подиум.  А намек на  недолговечность богатства, вероятно,  должны были символизировать  обломки    блестящих  плоскостей, что  подвешены   по верхнему периметру сцены и, освещенные светом прожекторов, создают эффект зеркального отражения .

           Мне это напомнило  больше  дискотечно-   клубное пространство, хотя каждый был волен фантазировать  по-своему. Прямым  диссонансом такому решению выглядят  здесь самые разные  костюмы персонажей:   современные брюки и вязаный жилет у графа Данило; традиционные белые, с золотыми лентами мундиры  вельмож;  два длинных концертных платья главной героини -  ярко-красное с декольте и переливающееся блестками  «золотое».

          Только позже, из  газеты, где были опубликованы интервью режиссера и художника,   узнала, что ими  задумывался некий аквариум и, очевидно, Главари там та золотая рыбка, за которой гоняются весь спектакль алчные мужчины всех возрастов. Увы, лично мне по увиденному трудно было предположить нечто подобное.  Да и главное ли это? Странно выглядит в классической оперетте тот самый гигантский слиток «золота»: во-первых, от замысла до воплощения часто дистанция огромного размера: видны швы и клепки, скрепляющие детали массивной конструкции. Между тем, возможно, наверное, было бы  поискать  не такое прямолинейное по смыслу и реалистичное по исполнению образное решение.

           Стилистический  раскардаш  присутствует и в сценическом существовании героев. Решение режиссером и артистами ряда   персонажей дается привычно гротесково, но за ними ( особенно это касается артистов старшего поколения) почти нет  живых людей. Они масочные, карикатурные, некие функции, и только. За них  больше  говорят  текст и прелестная музыка Легара.  Бациллой внешнего изображения (суетливость, преувеличенная  эмоциональность , манерность) заражен здесь даже молодой артист А.Карасев ( Камилл де Росильон).  С разной степенью мастерства и успеха, исполнители пытаются рассмешить зрителей.

          Исключением становятся две роли - граф Данило и Никош.  Они решены в стилистике театра живого, с  элементами драматизма.

          Граф Данило з.а.РФ В.Овчарова – настоящий мужчина, с нормальными и понятными  человеческими проявлениями: он  сильный и, одновременно, уязвимый, т.к. ревнив и вспыльчив. Голос героя - глубокий, теплый баритон - чувственно красив .  Исполнитель владеет им виртуозно. Актер находится в хорошей вокальной и физической форме. Кажется ,он  способен сыграть и драму, и лирику, и любовь. Жаль, что здесь ему  сделать это нелегко.

          Артисту П.Ртищеву в роли Никоша  как раз удалось, сочетая в себе  остро -комедийное существование, создать персонаж  узнаваемый, не карикатурный.  Его герой  в спектакле - обаятельный, смешной увалень- недотепа , искренне и наивно  верящий в авторитетные высказывания или прописные истины и желающий, при этом, стать особым, «не как все». Зал живо реагирует на каждое его появление и на его  почти афористичные  высказывания.        

         Н.Филимонова – Главари- увы,  тоже не избежала штампов. У нее  красивый, сильный голос, внешне она молода и хороша. Но актриса  старательно пытается изображать  графиню, преувеличенно  прямо  держать спину,   при этом  она холодна и однообразна. Само название оперетты  говорит о главной героине  как о веселом человеке, а, значит, озорном, живом, переживающем разные эмоции и ситуации. Формальный внешний рисунок   без внутреннего наполнения не  пошел на пользу  созданию  харизматичного и обаятельного женского  образа.

            Сложно говорить отдельно  о работе балета и хора , которым  попросту не найдено, мне кажется,  свое особое и  оригинальное место  в спектакле, хотя, конечно, именно они  ( пусть иллюстративно) придают  действию определенную динамику.

              Дирижер В. Петушков работает профессионально, оркестр под его управлением звучит деликатно и точно, даря в полной мере главное наслаждение – музыкальное. Именно музыка Легара , что слышат зрители, сглаживает, отчасти, недостатки постановки  и остается в благодарной памяти зрителей.  Даже несмотря на купюры,  в ней есть все то, что театр должен наполнять «живой кровью».

                       Пример иного рода  – спектакль «ПЕНЕЛОПА».

       В основе лежит  драматургия  популярных  в 70х и 80х прошлого века Б.Рацера и В.Константинова и музыка А.Журбина. Материал этот, созданный по мотивам древнегреческого мифа об Одиссее и его верной жене Пенелопе, имеет богатую театральную историю.  Он больше тяготеет к драматическому театру с музыкой или  мюзиклу.

      Постановщики спектакля вернулись к этому произведению, отдав дань отмечающему в 2015 году свой юбилей известному композитору Александру Журбину. И потому, конечно, что здесь  прослеживаются  темы  вечные. «Семья, любовь, ревность, измены, нешуточные страсти, непростые взаимоотношения жен, мужей, детей…Самое дорогое-верность и любовь – давно стали предметом купли-продажи, а потому история Пенелопы не устарела и не потеряла своей актуальности »- так театр  объясняет  зрителям (в программках) мотивы своего выбора.  И  он не обманул ожиданий.  Получилось масштабное, красивое,  впечатляющее, серьезное и смешное , держащее в напряжении и сопереживании зрелище.

      Здесь художник – постановщик  и художник по костюмам тот же –И.Мальгин. Но результат его  работы иной. С одной стороны, он предлагает довольно традиционное решение  пространства и костюмов, стилизованных под древнегреческие фрески.   Хороша цветовая гамма оформления сцены и одежд многочисленных исполнителей - от главных героев до артистов хора и балета .Костюмы и впрямь хороши. Сценография  позволяет интересно  использовать  пространство. Оно с фантазией придумано,  многофукционально,  изобретательно  трансформируется и, к тому же,    удобно для исполнителей.  Все свидетельствует  о вкусе и театральной  культуре художника. Постарались и балетмейстер Н.Володькина , предложив внешне    стильное, но в рамках общей задачи, пластическое  существование всех без исключения участников  спектакля. И хормейстер Е.Решетникова, которой удалось органично вписать  своих артистов в ткань спектакля. Они   полноправные участники действия и  тоже отвечают за ансамбль, ритм и настроение.

              Режиссер спектакля -  арт-директор театра , з.р.к РФ  В.Долганов -  имеет большой опыт постановки драматических  спектаклей. Это чувствуется по тщательности проработки ролей и  по выбору исполнителей. В « Пенелопе» драматические актеры поют, а вокалисты играют. И делают это те и другие, в контексте решения , хорошо. Особенно порадовало, что театр имеет сегодня  полноценную труппу  артистов всех возрастных категорий, что ,опять же, позволяет работать  несколькими составами.

               В спектакле состоялось несколько дебютов. Во-первых, дебютантом был молодой дирижер-постановщик К.Бузмаков, который произвел впечатление  и мастерством, и креативной энергией, и интеллигентностью.    В роли Клеонта  мы увидели начинающего в этом театре молодого артиста И.Макарова. Новички выглядели достойно и , кажется, органично вписались в  сложившуюся труппу.

         Вообще, в спектакле «Пенелопа» много серьезных, грамотно выстроенных, наполненных смыслом и чувствами ролей. Уверенно можно говорить об  актерском  ансамбле.  В иных руках, на ином материале смог раскрыть свои артистические  возможности молодой А.Карасев. Его Телемак -  нежный с матерью   сын  и  максималистски увлеченный идеей добывания сегодняшних ( материальных) ценностей юноша.  В нем можно угадать нынешних многочисленных менеджеров, среди которых  немало  талантов по части продаж и пиар - кампаний. Образ Телемака неоднозначен. И потому  психологически убедителен, за ним интересно наблюдать и,  возможно, предвидеть его судьбу.     И.Макаров (Клеонт) создает образ простого ,мастерового и    честного человека. Его плотная, коренастая фигура, крепко стоящая на ногах,  тоже  « работает».   Но артисту оказалось подвластным  и проживание глубоких чувств героя : любви, сострадания , мук сердца и совести. Веришь  и сочувствуешь искренности , благородству и чистоте этого человека , его принципам.

          Запоминается Лаэрт , впавший в детство отец  Одиссея , в остром и остроумном исполнении з.а.РФ В.Розина. Обольстительницу его, эгоистичную юную служанку Ириду  играет гибкая во всех отношениях А.Костарева. Достоверна  кормилица Одиссея Эвриклея . Актриса М.Костюхина , не пережимая,  передает  немало искренних эмоций в испытаниях, что посылает ее героине жизнь.

          Необычен, загадочен, но так же  значителен в спектакле Одиссей. Могущественный правитель, он представляется мощным, статным воином. Здесь же Одиссей - худой , уставший от скитаний и приключений (не только военного свойства) средних лет человек. Физические данные артиста Е.Недокушева точно легли на замысел. Артист сумел передать  многие грани характера и оттенки чувств героя - неостывшее еще чувство к Пенелопе и  ревность   к сопернику ; недоверие к родству с сыном и   приятие его в конце. Как и верно сыгранное чувство  большой вины перед всеми своими близкими.

               Отдельного  и серьезного  разбора   достойна работа ученицы К.Стрежнева И.Сумской. Ее Пенелопа - самое  сильное мое впечатление от спектакля : ее стать, красота уже не юной, с большим достоинством  женщины. Ее  упругий , прекрасного  тембра и диапазона голос,  что передал и усилил драматический характер роли. Она и владычица, и нежная  мать, и жена, героически готовая ждать возлюбленного годами. И … истинная, живая женщина,  поверившая в новое  чувство и последовавшая за ним  после трудной борьбы с собой.  В партнерстве с  артистом И.Макаровым тонко и волнующе сыграны  ею зарождение чувства любви, его развитие, преобразившее  обоих, и его кульминация. Долг перед мужем из просто понятия становится живым чувством и реальным поступком - она отказывается от   новой  любви , т.к. испытывает жалость и уважение к  осужденному всеми, униженному  Одиссею. Он спутник  ее жизни, отец ее сына,  правитель ,она помнит его иным. Поэтому воссоединение семьи не смотрится здесь безусловным хеппи эндом.  Есть пища для ума и сердца.  И все это вместилось, казалось бы, в легкую , лирическую комедию, не утяжелив ее. Поучительная и в чем-то идеалистическая история говорит не только о том, какие мы есть, но и какими надо бы, чтобы были.

                  Архаика языка изложения, присущая пьесе, написанной так давно, как и не специально вывернутая в угоду театральной моде история античных героев, к счастью, не сделали спектакль мертвым.  Правда, та песочная анимация на экране, с которой начинался спектакль, и вообще песок как образ мира вечного и  преходящего, возможно, могли развиться и в иное  стилистическое решение. Но мы видели то, что мы видели. И увиденное еще раз убедило   в  хорошем уровне и возможностях коллектива , вызвало интерес  и чувство уважения к театру,   к его  поиску своей  сегодняшней дороги.

Наталья Решетникова

ноябрь 2015 года