"Веселая вдова" и "Пенелопа", А.Н. Лапина
Театр Музыки, драмы и комедии в Новоуральске открыл очередной театральный сезон сразу двумя премьерами: это знаменитая оперетта Ференца Легара «Веселая вдова» и романтическая музыкальная комедия «Пенелопа» композитора Александра Журбина. Написана она была в 1979 году, и в те годы пользовалась большой популярностью.
Что объединяет эти две работы коллектива театра? Безусловно, именно выбор произведений для своего репертуара. Желание не обращаться к чему-то второсортному, что говорит об уважении к своему зрителю и еще искреннему желанию дать артистам достойные творческие задачи.
Приятно было наблюдать, что оба премьерных вечера театр был полон зрителями, зримо грела праздничная атмосфера. И конкретно о спектаклях, о том, какими они нам были представлены нам…
«Веселую вдову» поставил режиссер Василий Вавилов, дирижер – Владимир Петушков, художник – Иван Мальгин. Режиссер выбрал для новоуральской «Веселой вдовы» не самое традиционное решение. Это такая условная игра в жизнь аристократов и борьбу за вожделенные 20 миллионов. А почему бы и нет!? Да, и реальные причины замысла прозрачны. Вряд ли, сейчас какой-то театр и не только со скромными сценическими возможностями, в состоянии, как бы буквально создать такой «парижский» вариант спектакля... Приемов решения произведения может быть множество, главное, чтобы они художественно убеждали, тем более, когда перед нами классическое произведение, а в «Веселой вдове» первична чудесная музыка Легара, она царит, властвует, и когда гармония компонентов спектакля нарушается, исчезает и впечатление целого.
Художник Иван Мальгин одел всех этих мятущихся аристократов в светлые костюмы, и это само по себе нарядно, и придумал декоративное оформление фантастический, волшебный аквариум, трансформирующийся на наших глазах, и внутри этого замкнутого пространства существует героиня Ганна Главари. И вот тут возникает один из самых очевидных недостатков театра, на наш взгляд, это невысокий уровень актерского мастерства. Мы видели в роли Ганны Наталью Филимонову. Актриса откровенно статуарная, холодна, она просто представляет свою героиню, но не увлекает, что весьма далеко от того, что звучит в музыке Легара.
А в дуэте с такой Ганной – Данила – Василий Овчаров, артист опытный, но, к сожалению, он находится в такой возрастной форме, что это с амплуа героя оперетты не органично. У молодых исполнителей: Валентины – Ю. Черепанова и Камилла – А. Карасев – невыразительный, слабый вокал. В актерском ансамбле интересен по-настоящему лишь Никош – П. Ртищев. Он рисует перед нами живого, трогательного, маленького человека.
На следующий вечер играли «Пенелопу», историю о любви и верности, о той самой Пенелопе, которая двадцать лет ждала своего Одиссея. В искусстве все не бывает просто. И если размышлять откровенно и честно, наверно, надо признать, что существуют произведения, которые не выдерживают жесткую проверку временем. По крайней мере, сама пьеса драматургов Б. Рацера и В. Константинова, а именно она в основе «Пенелопы», сегодня не выглядит остроумной, свежей, а еще и кажется не оправданно длинной.
Для того, чтобы спектакль зазвучал и тронул, мало даже просто что-то придумать, нужна современная история. Но театр этим не располагает. И играется как бы несколько сюжетов. Про женщину, которая мечтает о любви и вполне ее заслуживает. Пенелопа – Ирина Сумская хороша, в ней есть та самая «манкость», без которой героиня в оперетте, вообще, быть не может. У актрисы и с вокалом все очень удачно. Интересен Телемак, сын Пенелопы – А. Карасев. Очень узнаваемый персонаж, этакий деловой молодой человек, из наших дней, который готов продать все и вся.
Но в целом опять же гармонии настоящего искусства снова не наступило... Не удачен балет, хореографические сцены мало выразительны, это такой фон вообще…
Ноябрь 2015
Алла Лапина