"Волшебная лампа Аладдина", Н.М. Решетникова
Для детей театр ставит немало и, как правило, на них не экономит - спектакли эти «полнометражные», на главной сцене, с большим количеством исполнителей. Не стал исключением и новый по известной сказке « Волшебная лампа Аладдина » (театр дал ему в программке такое определение: «самая восточная сказка по мотивам эпоса «Тысяча и одна ночь». Ее режиссер-постановщик – з.а. РФ Игорь Булыгин; композитор Вадим Шосман ; автор текстов песен Олег Рывкин ; балетмейстер Анатолий Дурницын. Сценография - народный художник РФ, лауреат Гос.премии РФ Мария Рыбасова, уже известная тагильчанам по участию в общей с московскими артистами постановке 2016 года спектакля « Мы, нижеподписавшиеся »А.Гельмана. Художник по костюмам- Вера Козак. Профессионалы подобного масштаба не могли не предложить эффектной сценографии и великолепных костюмов. Так и случилось - на сцене царит тотальная красота и изысканность во всех деталях - от многоуровневой и многофункциональной центральной установки до предметов реквизита и грима. Это подлинное пиршество для глаз, умело переданное театральными средствами ощущение роскоши и духа Востока. На зрелищность сказки «работают» многие технические возможности театра - свет, проекции, хорошего качества звук, сценический круг и люки , дым-машина, стробоскоп. Они используются щедро, с фантазией. «Картинка» бесспорно удалась, поскольку зрителям есть чем полюбоваться и что запомнить.
Не случайно начинаю с декорационного решения , поскольку оно и стало главным достоинством спектакля . Массовые сцены, танцы стражников, танцовщиц, жен гарема, как и записанные на фонограмму музыка и песни исполнены профессионально и старательно. Они здесь - дополнительные составляющие экзотического орнамента спектакля. Режиссерское решение старой сказки лишено, к сожалению, глубины и изобретательности, как и учета адресации ее сегодняшнему поколению детей и подростков. Не подарил спектакль и значимых актерских работ. Больше других из эпизодических персонажей запоминается мать Аладдина Фатима. В исполнении Марианны Булыгиной это женщина мягкая, любящая, стойкая, наивно-хлопотливая и немножко смешная в своем стремлении непременно и в любой ситуации накормить каждого. Досадно недоиспользован тут потенциал колоритного актера Валерия Каратаева (Султан).
Радостным исключением стала отлично сыгранная Юрием Сысоевым роль Джина. Именно с его появлением включаются, наконец, ритм, энергия, интрига и юмор. Остро-характерные сказочные персонажи удаются этому артисту особенно - его шаловливого Пэка в шекспировской комедии « Сон в летнюю ночь », например, забыть трудно. Здесь же Ю.Сысоев в гротесковом, пластически–остром рисунке и невероятном гриме создает образ Аладдина – молодого, задорного, остроумного и находчивого. Да, он давно живет в волшебной лампе, но он там сохранил молодость, а не состарился. Его появления и исчезновения придуманы и обставлены « как надо» - с дымом, эффектной работой люка, загадочными сопровождающими звуками. Но важнее то, что он живой и обаятельный, вполне человеческий характер. Переселясь по совету Аладдина из лампы в кувшин, он не изменил своему предназначению верно служить хозяину: он этого хозяина просто хитроумно сменил со злого Магрибинца (Сергей Зырянов) на доброго главного героя. В дуэтных сценах с ним становится интереснее и сам Аладдин (Данил Зинеев). Вдвоем артисты вытягивают одну из главных тем сказки и спектакля - тему дружбы (здесь мальчишеской), что и творит настоящие чудеса и сподвигает на самые смелые поступки.
Должно было в этой сказке состояться еще одно чудо, способное на то же, - любовь. Однако в партнерстве с очень красивой актрисой Таисой Краевой сыграть ее ( как и в целом лирическую тему ) главному герою оказалось трудно: хрупкая Будур, во всем великолепии прекрасно сидящих костюмов, получилась ( возможно в силу заданного внешнего рисунка) излишне статуарной и эмоционально не очень выразительной.
Так и хотелось « завести» большую, великолепную машину спектакля, как это делает Джин (не только и не столько по части внешней, но внутренней динамики), чтобы он постоянно держал внимание, был полон смысла, красивых и вечных чувств и отношений …, а вот по времени был короче.
Наталья Решетникова