Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Восьмое чудо цвета", Ю.В. Селаври

"Восьмое чудо цвета"

В поездку в Нижний Тагил я отправилась, что называется, с легким сердцем, уверенная в том, что моя функция будет чисто номинальной – художником спектакля «Восьмое чудо цвета» значится Людмила Семячкова, а Людмила Михайловна - художник с хорошим вкусом и большим опытом работы в театре, в том числе в куклах.

Увы, я зря надеялась!

Надо сказать, на какое время я забыла, что моя задача отсмотреть в первую очередь видеоряд. Ибо совершенно сбило с толку отсутствие логики происходящего, т.е. проблема режиссерского решения. Наталья Молоканова режиссер молодой, недавний выпускник СПбГАТИ. К сожалению, художник ничем ей не помог: «чуда цвета» не произошло.

Спектакль, или, как его обозначили в программке авторы, кукольное шоу для детей и взрослых, «Восьмое чудо цвета» ставился к юбилею театра и, вероятно, номера, его составляющие, служили связками между речами и поздравлениями. Ничем другим оправдать совершенно отдельное существование каждого номера я не могу. Хотя в аннотации к спектаклю заявлен некий условный сюжет – прибытие в город трех Чудаков, находка волшебного чемодана и преображение окружающего мира, – дальше пролога дело не пошло. Сами персонажи, как и волшебный чемодан, время от времени куда-то теряются, хотя именно они, по задумке авторов, влияют на происходящее, раскрашивают город. И вот это «заявленное, но не имеющее развития» и становится основной проблемой спектакля.

Но вернемся к видеоряду. На сцене заявлен черно-белый город в виде порталов, небольшого условно-архитектурного вокзальчика, куда прибывают герои, и появляющихся по ходу элементов в виде фонаря или лавочки. Черно-белый город, который так и не стал цветным.

Далее герои находят чемодан и «на свет вырвались дивные краски» - актеры виртуозно работают с цветными драпировками. А потом из чемодана появляется кукла. Белая. Принцип тренировочной планшетки – кусок ткани, голова-шарик с перекладиной-плечиками. Интересный эффект создала надетая на шарик маска-лицо. Игра теней в прорезях глаз и рта сделала куклу живой. К сожалению, номер закончился неожиданно быстро.

По-настоящему театральным, с использованием приемов именно театра кукол (черный кабинет, ПРК) стал следующий номер, где некто, состоящий из шляпы-канотье, очков, перчаток и ботинок извлекает из печатной машинки буквы, образующие название спектакля. И перелети сюда маска из предыдущего эпизода – номер получился бы более эффектным и связанным сюжетно.

Вообще в спектакле задействовано много кукол самых разных систем, что, казалось бы, дает актерам возможность продемонстрировать весь свой диапазон. Беда в том, что куклы либо заявлены, но не отработаны, либо примитивны и быстро себя исчерпывают.                                                                       

К первым можно отнести портретных марионеток – дублей главных героев (если их можно так назвать). Появляются они уже в финале. К сожалению, марионеток «не научили ходить», а просто переносят с места на место. Возникает вопрос: а зачем они здесь в этой ипостаси? Они никак не влияют на развитие сюжета. Просто потому, что мы в театре кукол? Делать портретную марионетку в таком случае, на мой взгляд, просто верх расточительства. Выводить куклу следует только в том случае, если она несет смысловую нагрузку, определяет характер или нужна для трюка.

Еще одним печальным примером стал «испанский» номер с перчаточными куклами. Символический костер так и не разгорелся в «пламя страсти», а самые живые из верховых кукол, по мнению многих кукольников, просто мотались вдоль ширмы.

К другому варианту относится номер «Желтые ботинки» под одноименную песню в исполнении Жанны Агузаровой. Тренажная планшетка, но теперь не в белом, а в синем решении с желтыми ботинками на условных ногах. Кукла примитивная, возможностей немного, ботинки себя уже исчерпали, а номер все никак не закончится. И не вполне понятны в этом номере взаимоотношения куклы и актеров, работающих с открытыми, но совершенно каменными лицами. Живое лицо поневоле отвлекает на себя внимание, тем более что кукла уже ничего предложить не может. Значит – либо маска-капюшон и черный кабинет, как в первом появлении, либо взаимодействие.

Из-за проблемы взаимоотношений кукла-актер и актер-актер очень проигрывает номер «Танго». Во-первых, непонятно зачем два актера на танец с куклой, если они не взаимодействуют между собой. И появление одного из Чудаков и его робкий флирт и танец с Дамой никак на развитие ситуации не повлияло – ни внутренне, ни внешне (в цвете, к примеру).

Ряд персонажей спектакля просто приводит в недоумение: для чего они здесь? Никак не влияют на общую идею (чудо цвета), не несут информации, появляются из ниоткуда и уходят в никуда. К ним относится некий клетчатый господин со счетами (кстати, многие ли дети в зале знают, что это такое?), герои номера про потерявшийся трамвайчик. Отдельные персонажи показались просто вульгарными (и не только мне).

Серьезным недостатком стала работа с небольшими куклами непосредственно на планшете сцены (на полу). Большая часть зрителей партера вообще ничего из этого не увидела.

Апофеозом представления стали три финала: опустившаяся мягкая ширма после «испанского» номера и явившая миру почти всю труппу (что они все там делали?), потом упал цветной занавес с аппликацией «белый город», и, наконец, общий поклон. Растерявшийся зритель уже не знал, можно ли аплодировать или еще что-нибудь покажут.

Кстати о зрителях. «Шоу для взрослых и детей» заявлено в программке. Так вот детям было явно скучно. Кроме паровозика в начале, истории с трамвайчиком (кому было видно) и марионеток в финале их мало что заинтересовало.

Театр кукол – вид искусства, где не только роль, но и, как следствие, ответственность художника чрезвычайно велики. Тем более, что задача поставлена изначально и заявлена названием спектакля. Но белый город так и не стал цветным. Где ты, восьмое чудо?

Главный художник Екатеринбургского театра кукол  

Член Союза художников РФ  Селаври Ю.В.

декабрь 2014г.