Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Воспоминание о подвиге", Н.Г. Щербакова

В проекте Молодежного театра «Воспоминания о подвиге. Документы и диалоги» на местном документальном материале раскрывается актуальная тема героизма тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Авторы идеи проекта Николай Емельянов и Владимир Вейде хотят рассказать тагильской молодежи о юности их бабушек и дедушек – детей войны, и соединить поколения вольтовой дугой общей заводской судьбы. Представление, приуроченное к празднованию 70-летия Победы, ставят в текущем репертуаре Молодежного театра.

В композиции Василия Овсепьяна использованы уникальные архивные документы крупнейшего в СССР танкового конвейера Уралвагонзавода:  телефонограммы членов Правительства и лично Сталина, приказы руководителей производства, воспоминания простых людей, строителей и рабочих «Вагонки», подростков, комсомольцев, эвакуированных, вдов и сирот, почти буквально «названных поименно», – всех тех, чей самоотверженный труд «ковал Победу». Проблема заключается в том, как организовать этот уникальный материал сценически. Обилие исторической информации утяжеляет драматургическую структуру, лишает ее поворотных событий и драматических ролей. Новые фигуранты сменяют друг друга в стремительном потоке военных будней, напоминая огромную цеховую фотографию, на которой не разглядеть человеческого лица. Личностная стертость – не только знак эпохи, но авторская позиция постановщиков (в программке «действующие» и «исполняющие» принципиально разведены). Зрителю представлен коллективный портрет Уралвагонзавода 1941-1945 гг.

Главная мысль композиции очевидна с первых минут действия: военное производство держится на плечах женщин, стариков и детей, ведь мужчины ушли на фронт. В тылу идет своя война до победного конца, часто – со смертельным исходом, во имя общей идеи коллективизма «Всё для фронта, всё для Победы!»

Эта коллективная идея буквально воплощается постановщиком Владимиром Вейде в форме агитационного обозрения через агитбригадный прием – унифицированную массовку, ведущую хоровое повествование. Режиссер не борется с текстом, а последовательно иллюстрирует его серией прокламационных сцен. Поскольку главным героем проекта является завод, делающий танки Т-34, действие выстраивается по хронологической канве крупнейших танковых сражений ВОВ. Трагическая эпоха сама плетет сюжет из сломанных человеческих судеб. Авторы углубляются в опасное противостояние руководства завода с Берией, заступничество именем Сталина становится охранной грамотой директора. Находясь под двойным прессингом внешнего врага и внутреннего репрессивного режима, работники завода совершают коллективный подвиг, отправляя на фронт ежедневно по тридцать новых танков. Зритель в режиме репортажа следит за становлением феномена несгибаемого уральского характера.

Напряжение военных будней передано на пересечении документа и открытой актерской эмоции. Единственный элемент декорации – экран, на котором показывают кинохронику Уралвагонзавода. Портреты членов правительства, директоров завода, инженеров, академиков, конструкторов демонстрируются без подписей, «на реплику». Документальные кадры несут огромную эмоциональную нагрузку, создавая образ военного времени (редкие снимки казарменного быта рабочих, фотографии мальчишек за токарным станком). Атмосферу поддерживает фонограмма, составленная из рёва танковой колонны, голоса Левитана, звона поминального колокола и музыкальной темы из сюиты Георгия Свиридова «Время, вперед!», передающей и пафос подвига, и накал производственного процесса (музыкальное оформление и видео – Илья Морозов). Каждый новый кадр отыгрывается репризой или сценическими аплодисментами ведущих.

Практически все смысловые и событийные «узлы» постановки строятся на текстовых блоках, несущих документальную информацию, но не всегда доносящих до зала драматический смысл происходящего. Таким образом, слово «документы» в названии композиции становится жанровым определением.

Сложнее дело обстоит с «диалогами».

Сосредоточенность на тексте постепенно оборачивается против авторов: представление рискует превратиться в иллюстрированную лекцию. Слабое место проекта – отсутствие пластического решения пространства и времени, необходимое в сложносочиненном конфликте поколений, когда повествование ведется из двух эпох одновременно.

Главный «диалог», заявленный в начале, задает противостояние сегодняшних тинэйджеров и ветеранов – подростков военного времени. Тех и других изображает молодая труппа театра и студенты мастерской В. Вейде. В лирических эпизодах, когда читаются письма с фронта или простодушные стихи погибшего паренька, сквозь молодые лица проглядывают их прадеды. Но, к сожалению, конфликт поколений не прорастает сквозь сюжет, а лишь обрамляет его, внезапно обрываясь посреди действия личной встречей подростков с ветераном (пожалуй, это единственная драматическая сцена спектакля, в которой можно увидеть лицо человека, благодаря профессиональной артистической и речевой культуре з. а. России Ларисы Чехуты). Здесь развязывается смысловой узел «личное vs общественное», обнажается ментальная пропасть между поколениями победителей и потребителей.

Далее диагональные шеренги марширующих статистов складываются в устойчивый образ тоталитарного машинного ада: работники танкового конвейера превращаются в винтики системы. Попытки зафиксировать «человеческие» мизансцены выглядят ходульно. Молодые артисты, играющие несколько микро-ролей, не передают характер через внутреннее перевоплощение, изображают трагические эмоции формально. На эпизод отводятся секунды, драматизм личного переживания сминается общим лихорадочным темпом действия. Зритель не успевает запомнить ни одного из поименованных героев «Вагонки». Едва намеченный конфликт человека и системы глохнет в сценических аплодисментах, сопровождающих очередную победную сводку с фронта. Отрываясь от конкретных людей, авторы ступают на почву мифа. В довершение финальное исполнение Гимна СССР (без упоминания вождя народов) окончательно стирает критический взгляд на эпоху, сливая в общий патриотический хор молодых людей 1945 и 2015 гг.

Назревший вопрос, – «какой ценой?» – замирает на устах за неуместностью. Победителей не судят.

Проект Молодежного театра, посвященный 70-летию Победы, как идеологическая и политическая акция к дате, безусловно, состоялся. У авторов есть представление о том, что они хотят сказать, но не хватает выстроенной драматической структуры и средств художественной выразительности, ориентированных на современного подростка. Представление с восторгом смотрят бабушки-ветераны, вспоминая молодость и узнавая в героях себя и своих близких. Как его воспримет школьная культ походная публика, приученная к визуальным эффектам и действенным сюжетам, и не доверяющая словам?

Проекту необходимо совместное волевое усилие авторов и спонсоров, чтобы из ожившего музея превратиться в драматический спектакль. Думается, пока не изжито это противоречие, конечный результат будет проигрывать качеству использованного материала. Но благородная попытка начать диалог между поколениями сама по себе достойна уважения и поддержки.

 

Наталия Щербакова 02.10.2015г.