Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

"Воспоминание о подвиге", Н.М. Решетникова

«Воспоминание о подвиге» (документы и диалоги)

      Эта работа вышла в канун празднования  70 летия Великой Победы. Постановщик Владимир Вейде и автор композиции Василий Овсепян  совершенно резонно и благородно  решили воздать  еще раз  должное вкладу  в нее своих земляков , жителей промышленного Нижнего и его гиганта Уралвагонзавода .Это естественно еще и потому, что все создатели   спектакля   тагильчане,  и потому еще, что Молодежный театр находится именно  в районе Уралвагонзавода, с которым у него давние и дружеские контакты.

      В работе небольшого в общем театра  заняты более 20 человек - весь молодежный состав театра и учащиеся 2 и 4 курсов отделения сценических искусств филиала РГППУ.

      В.Вейде и В.Осепьян проделали серьезную работу  и вместе с музеем завода разыскали и представили множество архивных документов и редкой кинохроники.

     Это что касается вопроса «Что?» и «Зачем?». Замысел и мотивы понятны и похвальны.

      Гораздо сложнее оказалась проблема реализации. Сам по себе богатый  материал автор композиции  сложил в трудно поддающуюся сценическому  воплощению конструкцию из реальных документов и словесных скреп, изложенных совершенно невыразительным, казенно-стандартным языком. Режиссер же утонул в обилии материала, не смог отсечь побочные линии , словесные и иные излишества. Отчасти поэтому спектакль, что анонсирован как часовой с небольшим, по ощущению шел очень долго.

       Но главная проблема  постановки и постановщиков в том, что задача артистов свелась  к более или менее выразительному чтению текстов и, т.называемого, пластического иллюстрирования читаемого.Молодые артисты старательно пытаются сделать это, они, несомненно искренни. Они бодро маршируют, перестраиваются на сцене то в линейку, то в круг, то в каре,  стремясь  придать динамику действию. Они пытаются изобразить то плачущую вдову, то работу  в цеху и  проч...       Использованная режиссером форма  идет от традиций синеблузников или агитбригад. В ней есть свои законы( краткость, плакатность, слаженность, ритмизованность, бодрость). И есть за годы сложившиеся штампы- формальность и пафосность, прежде всего.

         Пойдя этим путем, нас словно вернули  как минимум лет на 50 назад. Но сделано это было не очень  умело- пластические композиции  хромали по части слаженности и выразительности. Проблемы у молодых артистов и со сценической речью, с явным  присутствием уральского говора .  За одним исключением. Вдруг среди этого вала казенно звучащих  и разных по  значимости текстов , как из иного мира( не механистически-стандартного, затертого, пафосного, а человеческого, конкретного, достоверного и реально трогающего) врезается монолог играющей( здесь это так) монолог-рассказ о т имени одной из работниц завода о своей судьбе и ее товарищей, работавших в войну здесь, в Тагиле. Он тоже избыточен по времени. Но именно он и, к сожалению, только он, действительно  позволил не только услышать, но и пережить услышанное. Здесь проявился профессионализм опытной, с хорошей сценической речью актрисы, з.а.РФ. Л.Чехуты. И все же этот эпизод в спектакле явно иной стилистики- не литературно-пластической композиции, что предложил режиссер. И, одновременно, это  был выразительный пример неиспольованных возможностей и резервов, пример того, что сегодняшнего человека, особенно молодого, может заставить  думать и откликаться сердцем только живое переживание, только эмоциональная подача подобного материала. Тем более остро это чувствуешь сегодня, когда  открыта вся запрещенная прежде литература, рассекречена хроника и многие  прежде закрытые архивы. Когда кроме праздничных реляций народ узнал и иную правду, часто страшную и горькую.

       Это не входило в задачу постановщиков, это правда.. Но их гражданская позиция и мышление  людей  21-ого века уже не могут, не должны не учитывать этого.

        Они сосредоточились больше на  интонации  законной гордости за свой край, за земляков-тыловиков, за их беспримерный труд, влившийся в общенациональную Победу, что правильно и возможно. Но  остро не хватало   при этом  живого театра, его художественных средств, его особого языка . Трудно передать  то далекое время,  дикое напряжение человеческих сил, скорость и  меру ответственности людей, работающих под лозунгом « Все для фронта, все для Победы!» более  или менее слаженными речевками и маршировкой.   Как и наивны немые и неумелые  попытки  изобразить эмоции и проиллюстрировать переживания, не доверяя самому зрителю, его воображению. Гораздо  точнее , содержательнее и эмоциональнее  делают это музыка Г.Свиридова  Время вперед!» и кадры кинохроники, снятой в Тагиле во время войны.

        Такие мысли  невольно приходят при оценке именно темы Войны, что изуродовала множество судеб и болит   до сих пор практически в каждом доме. Здесь наиболее остро чувствуешь меру душевного или формального вклада берущихся  за нее. И даже использование экрана как единственного элемента оформления,  само по  себе не делает спектакль современным .Это лишь техническое средство.

          И все же, считаю даже эту несовершенную, уязвимую работу театра не бесполезной. Особенно для жителей города и, особенно, для ветеранов и нынешних рабочих легендарного Уралвагонзавода. Если она уязвима по части театра, то все равно в определенной мере выполняет и восполняет  функцию просветительскую и  патриотическую.

Наталья Решетникова,

октябрь 2015 год