"Воспоминание о подвиге", Н.М. Решетникова
«Воспоминание о подвиге» (документы и диалоги)
Эта работа вышла в канун празднования 70 летия Великой Победы. Постановщик Владимир Вейде и автор композиции Василий Овсепян совершенно резонно и благородно решили воздать еще раз должное вкладу в нее своих земляков , жителей промышленного Нижнего и его гиганта Уралвагонзавода .Это естественно еще и потому, что все создатели спектакля тагильчане, и потому еще, что Молодежный театр находится именно в районе Уралвагонзавода, с которым у него давние и дружеские контакты.
В работе небольшого в общем театра заняты более 20 человек - весь молодежный состав театра и учащиеся 2 и 4 курсов отделения сценических искусств филиала РГППУ.
В.Вейде и В.Осепьян проделали серьезную работу и вместе с музеем завода разыскали и представили множество архивных документов и редкой кинохроники.
Это что касается вопроса «Что?» и «Зачем?». Замысел и мотивы понятны и похвальны.
Гораздо сложнее оказалась проблема реализации. Сам по себе богатый материал автор композиции сложил в трудно поддающуюся сценическому воплощению конструкцию из реальных документов и словесных скреп, изложенных совершенно невыразительным, казенно-стандартным языком. Режиссер же утонул в обилии материала, не смог отсечь побочные линии , словесные и иные излишества. Отчасти поэтому спектакль, что анонсирован как часовой с небольшим, по ощущению шел очень долго.
Но главная проблема постановки и постановщиков в том, что задача артистов свелась к более или менее выразительному чтению текстов и, т.называемого, пластического иллюстрирования читаемого.Молодые артисты старательно пытаются сделать это, они, несомненно искренни. Они бодро маршируют, перестраиваются на сцене то в линейку, то в круг, то в каре, стремясь придать динамику действию. Они пытаются изобразить то плачущую вдову, то работу в цеху и проч... Использованная режиссером форма идет от традиций синеблузников или агитбригад. В ней есть свои законы( краткость, плакатность, слаженность, ритмизованность, бодрость). И есть за годы сложившиеся штампы- формальность и пафосность, прежде всего.
Пойдя этим путем, нас словно вернули как минимум лет на 50 назад. Но сделано это было не очень умело- пластические композиции хромали по части слаженности и выразительности. Проблемы у молодых артистов и со сценической речью, с явным присутствием уральского говора . За одним исключением. Вдруг среди этого вала казенно звучащих и разных по значимости текстов , как из иного мира( не механистически-стандартного, затертого, пафосного, а человеческого, конкретного, достоверного и реально трогающего) врезается монолог играющей( здесь это так) монолог-рассказ о т имени одной из работниц завода о своей судьбе и ее товарищей, работавших в войну здесь, в Тагиле. Он тоже избыточен по времени. Но именно он и, к сожалению, только он, действительно позволил не только услышать, но и пережить услышанное. Здесь проявился профессионализм опытной, с хорошей сценической речью актрисы, з.а.РФ. Л.Чехуты. И все же этот эпизод в спектакле явно иной стилистики- не литературно-пластической композиции, что предложил режиссер. И, одновременно, это был выразительный пример неиспольованных возможностей и резервов, пример того, что сегодняшнего человека, особенно молодого, может заставить думать и откликаться сердцем только живое переживание, только эмоциональная подача подобного материала. Тем более остро это чувствуешь сегодня, когда открыта вся запрещенная прежде литература, рассекречена хроника и многие прежде закрытые архивы. Когда кроме праздничных реляций народ узнал и иную правду, часто страшную и горькую.
Это не входило в задачу постановщиков, это правда.. Но их гражданская позиция и мышление людей 21-ого века уже не могут, не должны не учитывать этого.
Они сосредоточились больше на интонации законной гордости за свой край, за земляков-тыловиков, за их беспримерный труд, влившийся в общенациональную Победу, что правильно и возможно. Но остро не хватало при этом живого театра, его художественных средств, его особого языка . Трудно передать то далекое время, дикое напряжение человеческих сил, скорость и меру ответственности людей, работающих под лозунгом « Все для фронта, все для Победы!» более или менее слаженными речевками и маршировкой. Как и наивны немые и неумелые попытки изобразить эмоции и проиллюстрировать переживания, не доверяя самому зрителю, его воображению. Гораздо точнее , содержательнее и эмоциональнее делают это музыка Г.Свиридова Время вперед!» и кадры кинохроники, снятой в Тагиле во время войны.
Такие мысли невольно приходят при оценке именно темы Войны, что изуродовала множество судеб и болит до сих пор практически в каждом доме. Здесь наиболее остро чувствуешь меру душевного или формального вклада берущихся за нее. И даже использование экрана как единственного элемента оформления, само по себе не делает спектакль современным .Это лишь техническое средство.
И все же, считаю даже эту несовершенную, уязвимую работу театра не бесполезной. Особенно для жителей города и, особенно, для ветеранов и нынешних рабочих легендарного Уралвагонзавода. Если она уязвима по части театра, то все равно в определенной мере выполняет и восполняет функцию просветительскую и патриотическую.
Наталья Решетникова,
октябрь 2015 год