Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

100 лет Борису Александровичу Семенову

19.01.17

19 января 2017 года исполняется 100 лет со дня рождения Бориса Александровича Семенова. Представляем вашему вниманию статью об этом замечательном художнике, которую написала Инна Марковна Гладкова - тележурналист, автор публицистических рассказов и эссе об истории Урала, Лауреат премии губернатора Свердловской области.

«Одно из замечательных, может быть даже лучших творений талантливого мастера акварели Бориса Александровича Семёнова называлось (за точность, к сожалению, не ручаюсь) то ли «Зимнее солнце», то ли «Морозный день». Картина экспонировалась на престижных в середине минувшего века зональном, а потом и республиканском художественных творческих показах. Затем автор (жить-то надо!) ее продал. И так случилось, что она сразу попала на «Выставку одной картины». Её поместили на стене лестничного пролёта, который вёл на колокольню Собора Александра Невского (в то время в храме размещались все главные экспозиции Областного краеведческого музея). И тех, кто заходил на верхние этажи, она останавливала, притягивала своим необычным загадочным светом, какой излучают разве что святые иконы.

 

 

 

 

 

 

 

А вообще-то на стандартном листе ватмана по вертикали нехитрый сюжет: над верхушками обнажённых деревьев в марево морозной кисеи кокетливо прячется озябшее, лукавое солнце. Ощущение завораживающее: Светило улыбается, обещая тебе добрый день, ты даже вдыхаешь свежесть нового утра. Умел мастер на белом листе тонкой прозрачной краской передать трепет природы. Знатоки утверждают, что акварель — самый сложный вид живописи. Здесь художник не имеет права на ошибку. Это не масло, где краску можно наложить на ту же краску, акварельный прозрачный мазок стереть или переписать уже нельзя, иначе на бумаге грязь. Здесь нужна рука мастера и хирургическая точность мазка.

Ведь Семёнова некоторые завистливые коллеги называли «сухачом» за то, что зарабатывать на хлеб он начал так называемой «сухой кистью». Таким методом, то есть втирая тёмную масляную краску в холст, писали портреты членов Политбюро — писали не на века, а как показатель времени - обязательное украшение фасадов зданий к главным политическим праздникам страны. Большую такую «портретную галерею» в своё время создал и Борис Семёнов, однако авторской подписи не ставил. В дни демонстраций на главной площади Свердловска все видели эти парадные, скажем, однодневные портреты на здании горсовета.

 

И вот после такой, казалось, грубой работы художник обратился к «тонкой живописи» — к акварели. И первые работы, представленные профессиональному жюри, немало смутили коллег по искусству. Его пейзажи: город ли это, пригород, силуэты старой архитектуры или пейзажи промышленных предприятий, натюрморты, неброские уголки человеческого обитания, хрупкое настроение природы – это тонкое ощущение личного присутствия и полного раскрытия души перед богом и самим собой. То перед зрителем весёлый весенний дождь, и ты тут же слышишь, как пахнет омытая им зелень. А на другом листе ветерок кружит по дорожкам парка, будто одетым в цветастый сарафан, хороводом опавшей листвы. Он мог написать и первый, такой яркий, что болят глаза, снег или передать летнюю прохладу. И везде тонкий, нежный, поэтичный пейзаж на уровне ощущений.

 

Его творческое наследие сегодня во многом растворилось. Так часто бывает, когда автор уходит из жизни. В частных собраниях и даже во дворцах культуры наших заводов, часто скупавших работы известных мастеров, из-за неправильного хранения многое безвозвратно погибло, особенно акварели: эти краски боятся яркого света, да и бумага, на которой работали художники, темнеет...

Но всё же, несколько замечательных работ Бориса Семёнова ещё в хорошей сохранности. С десяток отличных акварелей сейчас в фондах Екатеринбургского музея изобразительных искусств, что-то ещё хранится в государственных коллекциях столицы. Ценителям творчества Бориса Семёнова повезло, что уже названное выше «Морозное солнце» и ещё две работы: «Строительство Дома художника» и «Улица Ленина с видом на гостиницу «Исеть» - некогда приобрёл Областной краеведческий музей. За что мы должны поклониться памяти бывшего в то время его директором Александра Дмитриевича Бальчугова. Он не только был тонким знатоком искусства, он ещё умел, неведомо как, добывать у городских или областных властей средства на приобретение поистине редких музейных сокровищ. Разумеется, некоторая часть творческого наследия художника находится и в почти безвестных частных коллекциях.

 

Творчество Бориса Семёнова отражает в основном его любовь к четырём городам: Петрограду, где он родился в год революционной смуты, Риге, где жили его родственники, Москве с её величавыми памятниками российской истории, и, конечно, важнейшая часть его творчества посвящена Екатеринбургу (Свердловску), где Борис Семёнов прожил последний и главный творческий период своей земной жизни, где он состоялся как большой самобытный художник. Здесь ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств». Первым художником, кому была присуждена престижная премия Уралмашзавода за цикл картин, в которых запечатлён наш промышленным край, стал также Борис Александрович Семёнов».

Многое, так или иначе, связывало Бориса Александровича и с Домом Актера. К примеру, с 1938 года, приехав в Свердловск, он тесно работал с Олегом Бернгардом, оформляя антирелигиозный музей в доме инженера Ипатьева. Впоследствии Олег Бернгард написал несколько картин от этом доме и стал постоянным экспонентом в галерее Дома Актера.

Борис Александрович был связан теплой дружбой с родоначальником Дома Актера - Павлом Роддэ, дарил ему свои картины, которые впоследствии украшали наш Дом!

Мотив его картины «Моросит» был использован в создании декораций спектакля Театра ДА -  «Осенняя история».

Еще одна связующая ниточка – акварель «Исаакиевский собор», из собрания Галереи ДА, находится сейчас в домашнем собрании первого художественного руководителя Дома Актера – Сергея Гамова в Санкт-Петербурге. А в данное время в одной из самых знаменитых гостиных Дома Актера, в каминной, экспонируется редкий этюд Бориса Александровича, где изображен центр Ленинграда 50-х годов прошлого века.

Полноценная выставка картин художника откроется в апреле 2017 года в Галерее резиденции Губернатора Свердловской области. Будут представлены более 40 работ из фондов музея ИЗО и Областного Краеведческого музея.

Галерея ДА

 

Все Рубрики