Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

Доклад Председателя СТД РФ

24.10.16

Публикуем текст отчетного доклада Председателя СТД РФ А.А. Калягина на VII Съезде Союза театральных деятелей Российской Федерации. 

Дорогие друзья! 

Я рад вас всех приветствовать. К счастью, наши встречи происходят не только от съезда к съезду, мы проводим постоянные форумы, на которые собираем театральную Россию, а потому я в зале вижу родные лица, и у меня такое впечатление, что мы расстались только вчера. 
Прежде всего, я хочу поздравить всех с юбилейной датой — нашему Союзу театральных деятелей (Всероссийскому театральному обществу) исполнилось 140 лет. В России нет более мощной общественной организации с такой длинной и богатой историей. 
Вы все понимаете: что такое экономический кризис, какова сегодня политическая ситуация, санкции, противостояние. Вы тоже смотрите телевизор, слушаете радио — все, о чем я говорю, вам всем хорошо известно. И каждый из нас думает о своих детях, как обеспечить свою семью, и, что не менее важно для каждого из нас, как защитить наш второй Дом — свой театр. Я это вам рассказываю, чтобы вы понимали - съезд проходит в тяжелое время, и давайте вместе подумаем, как жить в этих условиях российскому театру. И в своем докладе, простите, я буду к этой теме возвращаться. 
Завтра на Форуме у нас будет возможность еще поговорить на эту тему, к нам присоединятся наши коллеги, но это будет завтра, а сейчас, единственное, что я хотел бы сказать: сегодня как никогда театр нужен нашему времени, нашим зрителям, нашей стране. А на вопрос, каким ориентирам следовать в своем творчестве в этих условиях? Каждый отвечает сам. Есть просветительская миссия, есть самый легкий путь развлекать, можно развлекать и отвлекать от проблем, наконец, можно служить идеологии – но это пусть решает сам художник. 
Съезд Союза театральных деятелей — это, конечно, мероприятие, которое предполагает некие формальные процедуры и одна из них — отчет Секретариата СТД. Я хочу поблагодарить всех секретарей, которые за эти пять лет проделали огромную работу, мы вместе решали важные проблемы, иногда приходилось переносить некоторые вопросы ввиду их сложности на следующее заседание, но мы всегда находили взаимопонимание и принимали совместные решения. 
Мне отчасти легко отчитываться за проделанную работу, потому что сегодня здесь собрались все, кто непосредственно причастен к этой самой проделанной работе - все, что сделано, сделано вместе с вами. На всех отчетно-выборных конференциях мы докладывали о своих достижениях и проблемах, показывали фильм, а кстати, у вас есть буклет, выпущенный к съезду, в котором рассказано о каждом направлении нашей деятельности, и если вы его успели прочесть, то должны быть в курсе всех наших дел. Поэтому я только скажу о том, что мне представляется самым главным. 
А главное для всех нас — обустроить театры России.Что я называю театральным обустройством? Это все, что способствует творческому процессу, рождению театральных идей, что создает нормальные условия для жизнедеятельности театров России. Если говорить еще более конкретно, то: 
Это, во-первых, улучшение материально-технической базы театров. 
У нас хранится огромная папка писем-обращений к губернаторам, мэрам городов, главам республик с просьбой где-то отремонтировать здание, где-то провести реконструкцию, где-то выделить театру новое помещение. 
После нашего обращения к Губернатору Мурманской области Марине Васильевне Ковтун было принято решение отдать здание Дома офицеров Театру кукол, за что ей я был искренне благодарен. 
Построено новое здание Кировскому театру кукол им. А. Н. Афанасьева, и после наших обращений, оно полностью перешло в распоряжение театрального коллектива. 
Есть еще ряд положительных примеров, но по-прежнему, в России очень много театров, которым необходим незамедлительный ремонт. 
В Якутии для пяти театров из десяти главной проблемой является проблема здания. 
Вы только послушайте! Камчатский театр кукол располагается в двухэтажной деревянной постройке, возведенной в 40-годах прошлого века, в которой сначала находилась казарма, а затем конюшня. Это безобразие! 
И это единственный театр для детей на Камчатке, а мы все время говорим о поддержке театров для детей, принимаем специальные государственные программы. И что обидно, уже было принято решение о строительстве нового помещения, и оно даже началось, но денег хватило только на котлован, а театр продолжает работать в старом здании. 
И в Приморье ситуация не лучшая. Краевой театр кукол нуждается в ремонте здания. 
Меня совершенно добивает ситуация в Новосибирске с Театром под руководством Сергея Афанасьева, я лично встречался с губернатором, мне было обещано, что начнется строительство, но одного губернатора сменил другой, а нового здания как не было так и нет. 
Здания наших театральных вузов тоже не в лучшем состоянии. Даже старейший театральный вуз в Петербурге может просто потерять одно из своих зданий, к тому же еще и памятник федерального значения – бывшее Тенишевское училище. Стройка здесь замерла еще в 2009 году. Заместитель Министра культуры по строительству года три назад обещал решить этот вопрос, но последние полтора года он под следствием, а грибок постепенно доедает один из памятников культуры в Петербурге. 
Я понимаю, что на каждый наш вопрос по ремонту, строительству и реконструкции театральных зданий у всех есть один ответ: нет денег. Вроде бы и крыть нечем, действительно в стране кризис, но даже в этой безвыходной ситуации можно найти выход. 
Поэтому я предлагаю: Составить подробнейший реестр всех российских театров, нуждающихся в незамедлительном ремонте, реконструкции, а также театров, которые и вовсе не имеют своей площадки. И в Программе Года театра, а я надеюсь, что 2018 год будет объявлен Годом театра, нашу идею уже поддержали и Министр культуры В.Р. Мединский, и Председатель правительства Д.А. Медведев, и Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. И вот в Программе Года театра, которую мы должны предоставить, этот пункт «улучшения материально-технической базы театров» должен быть выделен особенно. Не думаю, что мы решим проблему сразу всех театров, но будем стараться, проблему каких-то самых аварийных зданий все-таки решить.
Поэтому я прошу наши отделения уже сейчас начать эту работу и предоставить такой реестр по своему региону. И в Постановлении Съезда это должно быть записано. Это первое. 
Второе. Я считаю: мы должны добиться того, чтобы при Губернаторах были созданы Советы по культуре. 
Они где-то уже есть, но не везде, а мы должны сделать так, чтобы они возникли повсюду. И вот, что я хотел бы предложить - чтобы в эти Советы обязательно входил Председатель нашего регионального отделения и имел возможность не только высказать свое мнение, но и имел бы право совещательного голоса. 
Участие в работе Совета по культуре при Губернаторе к тому же поднимает статус и самого Председателя регионального отделения и всего отделения в целом. 
Для чего нам это надо? Для разрешения всех конфликтов, которые то и дело возникают в регионах: между худруком и директором, худруком и труппой, то местное министерство культуры назначает некомпетентного руководителя или, наоборот, без объяснения причин увольняет компетентного... 
И сегодня только СТД занимается разрешением всех этих конфликтных ситуаций, потому что именно нам пишут артисты, худруки, директора, к нам обращаются театры за помощью. И мы пытаемся воздействовать на региональные министерства культуры, департаменты культуры, когда это не помогает, обращаемся к губернаторам. 
Приморское отделение СТД высказалось за создание Управления региональными театрами при Министерстве культуры, значит, существует необходимость в централизованном управлении всеми театрами России. Причем наши коллеги подчеркивают, что это управление должно точно также разрешать все конфликтные вопросы, как это делает сейчас СТД. 
На прошлом съезде я предлагал создать Дирекцию российских театров, но тогда мою идею не поддержали. Сегодня у нас появился новый рычаг воздействия, я имею в виду документ «Основы государственной культурной политики», в котором прописано следующее: - делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам. А мы и есть общественный институт. 
СТД РФ принимал участие в подготовке «Основ государственной политики». Хочу остановиться на пункте, согласно которому, наш Союз со своими региональными отделениями, может и должен принимать участие в управлении, а значит, и в расстановке кадров. Что на деле происходит? Как общественная организация мы имеем право дать совет, но не более, а уже учредитель решает прислушаться к нему или нет. И, к сожалению, к мнению прислушиваются тогда, когда оно идет из Москвы. 
Вот, например, после моего письма Президенту Республики Бурятия директор Драматического театра им. Бестужева не был уволен. 
Из Москвы мы писали Губернатору Пермского края, и мы смогли отменить решение о передаче коммерческой структуре управление Коми-пермяцким театром, А недавно мы выступили в защиту Бориса Мильграма, художественного руководителя «Театра- Театра», который был уволен практически, без объяснения причин, без обсуждения с коллективом театра. К позиции Союза театральных деятелей России прислушались. Есть и другие примеры. 
Но я хочу еще раз повторить: прислушиваются тогда, когда позицию высказывает Москва, а я хочу, чтобы в каждом регионе страны отделение СТД имело бы реальное влияние, обладало бы таким высоким авторитетом, чтобы без его участия не принимались бы серьезные и важные решения. 
Поэтому повторяю: нужно, чтобы повсеместно работали Советы по культуре при Губернаторах, в которые обязательно должен входить Председатель нашего регионального отделения с правом не только дать совет, но и обязательно с правом совещательного голоса. Может быть, в таком случае, мы избежим массу нелепых назначений и несправедливых увольнений. В Постановление съезда предлагаю внести и этот пункт о необходимости работы Советов при Губернаторах при участии Председателей наших региональных отделений. 
Мы же все понимаем, что главным условием для нормальной работы театров - это продуманная кадровая политика, это сохранение театральных специалистов, опытных руководителей театров, трудоустройство молодых. Об этой проблеме я говорил не один раз. 
Что мы еще делаем по проблеме кадровой политики? Молодые режиссеры, артисты, закончив театральные вузы, часто не знают, куда пойти. Многие хотят работать самостоятельно, создавать свое дело. И мы стараемся им помочь – мы ищем молодые таланты и помогаем им проявить себя. Я хочу вам назвать некоторые факты: 
2000 деятелей российского театра получают по рекомендации СТД РФ Государственную стипендию для реализации самостоятельных творческих проектов, 96 человек по рекомендации СТД РФ стали обладателями стипендии Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства. Сумма стипендии – 20 000 рублей в месяц. Для молодых специалистов, согласитесь, это серьезное подспорье. И это шанс, что, например, режиссер, уехавший работать в провинцию, не сбежит по причине, что ему платят гроши, 
20 000 к окладу — это все - таки уже прилично. 
Я прошу вывести на экран наши творческие программы, я понимаю, что все эти цифры есть в буклете, но тем не менее… 
Далее: http://stdrf.ru/news/1137/

Все Рубрики