Заказ товара

руб.

Мы зарезервируем заказнный Вами товар на 5 дней; для его оплаты и получения Вам необходимо явиться в ДА в рабочее время с понедельника по пятницу.

В Екатеринбурге подведены итоги театрального года!

10.04.24

В Екатеринбурге подведены итоги театрального года. Результаты объявлены, награды получены, радость и ликование сменились трудовыми буднями репетиций.

Члены жюри из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Екатеринбурга отсмотрели более пятидесяти спектаклей, заявленных в конкурсе «Браво!». Свои работы показали драматические, музыкальные и кукольные театры столицы Среднего Урала, а также Каменска-Уральского, Ирбита, Серова, Краснотурьинска, Нижнего Тагила, Верхней Пышмы и Новоуральска. По мнению экспертов, работ высочайшего уровня было не так много, но ощущения провального сезона нет: достойный профессионализм сохранен. Очевидны намерения и желания что-то открывать, что-то делать, не стоять на месте.

В театре кукол констатировали, как и в прошлые годы, увы, отсутствие куклы. Анна БРАШИНСКАЯ (театральный критик, режиссер, педагог и исследователь в области театра кукол, кандидат искусствоведения, Санкт-Петербург) по этому поводу говорит:

«У меня нет ощущения, что кукла ушла совсем. Исчезает кукла узаконенная, привычная, та, что в театральных музеях и на складе. Она ещё частично присутствует в кукольных спектаклях – не объемная, плоская, перчаточная. Но нам не хватает чуда оживления. Зато можем говорить, что кукла есть в некукольных спектаклях: она появляется там, где ей надо оказаться, где она нужна. Иногда нужно подумать, а зачем нужна кукла? Навыку обращения с ней можно научить, а понять и почувствовать, зачем она оживает, гораздо сложнее? Это общая проблема – режиссера, который не доходит до уровня осмысления необходимости куклы, художника, который не может ее сделать, и актера, который не может ею управлять».

Владимир СПЕШКОВ (театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, член комиссии по критике и театроведению СТД РФ, Ассоциации театральных критиков России): «Театр кукол - это больше, чем драматический. Это ещё и ремесло. Я хочу видеть, что артисты им владеют, а были спектакли, когда ни в одной составляющей нет ремесла».

Явно удачное присутствие куклы в спектакле нижнетагильского молодежного театра «Кирюша», в котором работает марионетка. Когда надо играть что-то сокровенное, душевные порывы Кирюши, артист берет в руки куклу. Она там оправдана.

Особый «реверанс» эксперты сделали в сторону зрителей, которые не просто заполняли до отказа залы, но были соучастны происходившему на сцене. В спектакле «Как поймать тишину» (Нижнетагильский театр кукол) наблюдали: артисты втягивали зрителей в происходящее на сцене как в воронку.

В драматическом жанре очевидны тренды, характерные для театрального пространства России в целом.

Владимир СПЕШКОВ: «Сегодня мы наблюдаем феномен театров малых городов - Лесосибирск, Мотыгино, Шарыпово, фантастические театры Татарстана. И здесь мы тоже увидели, что в Серове, в Нижнем Тагиле, Ирбите интенсивная театральная жизнь. В Новоуральске, Краснотурьинске, Верхней Пышме есть интересные коллективы».

Очевидно, что в сезоне превалируют спектакли малой формы. Отчасти это объясняется отсутствием в конкурсе Свердловского театра драмы. А с другой стороны, большие спектакли требуют и больших средств, а у театров малых городов, даже несмотря на регулярную грантовую поддержку, они есть не всегда. И сцены большие тоже не везде есть. Хотя спектакли крупной формы представили и Каменск-Уральский, и Тагил, и Екатеринбургский ТЮЗ, но они не выдержали конкуренции с работами на малой сцене. Там оказалось больше режиссерских идей, больше актерских побед.

Еще одна тенденция – много «не своих», но приглашенных режиссеров, объясняется достаточно просто: время легендарных режиссеров, десятки лет державших театры, ушло в силу естественных причин. «Но это не так страшно. Даже в отсутствии главного в любом театре должен быть человек, который внятно занимается творческой политикой. Это даже может быть директор с амбициями интенданта, но с чувством меры. У вас, кстати, не так уж и плохо, особенно в театрах малых городов. Там хорошая режиссерская комплектация – Александр Фукалов в Ирбите, Александр Сысоев в Серове, Александр Балыков в Каменке-Уральском. Мы открыли для себя несколько режиссерских имен: Юлия Волокитина-Колесникова, Игорь Лебедев».

Члены жюри констатировали, что нынешний сезон богат, как никогда, на прекрасные работы сценографов и художников по свету: Виктор Моор (Ирбит, «Ветер в тополях»), Арина Сидорова (Серов, «9 б»), Мария Цыганова (Екатеринбургский ТЮЗ, «Эшелон»), Андрей Яворский (Екатеринбург, Камерный театр, «Рыжий»).

«Нам было интересно - театральная панорама возникла. У вас очень богатая область. Любопытное начинание в Верхней Пышме - ЧУК – очень достойно вошел в театральное пространство. Это растущий, перспективный организм. Не хватило присутствия в конкурсе ЦСД , Театральной платформы « В Центре» и академического театра драмы. Причины отсутствия у каждого свои. С одной стороны, досадно, с другой, капризы неучастия - свидетельство неуверенности в своих профессиональных силах, некая боязнь профессиональной конкуренции. Но принуждать, конечно же, никого не надо», - заключает Владимир СПЕШКОВ.

В музыкальном жанре, по мнению экспертов, бывали сезоны покрупнее и побогаче. Но и в нынешнем, где спектаклей меньше, чем обычно, случились достижения и радости. Испытали удовольствие особенно от тех постановок, в которых очевиден рост. Некоторые спектакли видели не первый раз и, заметно, как они изменились в лучшую сторону.

«Дюймовочка» в оперном театре - отличный, хорошо сыгранный, впетый, придуманный и сделанный от начала до конца. С момента премьеры он «нарастил мясо», появился нерв и драйв. Как и «Гиперборея» Театра музыкальной комедии, который на премьере показался проблемным по некоторым позициям. Мы увидели тонкую режиссеру Игоря Ладейщикова, его первую со столь значительным результатом работу. Он придумал интересные сценографические ходы, собрал прекраснейший актерский ансамбль, работающий на одном дыхании. Спектакль, поставленный по Лескову - серьезное высказывание в наше развлекательное время. Что, увы, не так часто случается», говорит Лариса БАРЫКИНА. (музыковед, критик музыкального театра, сопредседатель Секции критиков, арт-директор Международного фестиваля современного танца «НА ГРАНИ».)

Первые посещения Живого театра, по признанию членов жюри, несколько лет назад оставили впечатление домашней радости. Сейчас стало отчетливо понятно, зачем он существует в таком масштабе, в таком пространстве, где маленькие и взрослые зрители находятся с актерами буквально нос к носу. Театр с хорошей долей воспитательного момента, прекрасными актерскими ролями и взаимодействием с публикой. И именно этот крохотный театр на равных «соревновался» с Екатеринбургским оперным. «Они оказались сопрягаемы, говорит Наталья КУРЮМОВА (кандидат культурологии, критик музыкального театра, преподаватель, заместитель декана факультета современного танца Гуманитарного университета). И это ещё раз говорит, что важны идеи, а не средства, не количество, а качество, подход к материалу, к зрителю. И там, и там он скрупулезный, человечный, талантливый.

Георгий КОВАЛЕВСКИЙ (музыковед, музыкальный критик и лектор. Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств, Санкт-Петербург): «Оба эти спектакля оказались «сшиты» по размеру. «Дюймовочка» - идеальна для этой сцены, публики, артисты испытывают кураж, оркестр звучит. Чуть китча, но он правильный, чтобы детей цепляло, есть юмор, чтобы взрослым было не скучно. Мера интерактива соблюдена идеально, нет карикатур. Очень органичный спектакль, на который можно ходить не раз, и разным поколениям детей. И подросткам будет интересно, чуть балета, интерактив ненавязчивый. В «Живом» поймана хорошая интонация. Очень доверительная, есть контакт с детьми, но не искусственная, не приторная, не слащавая, без сюсюканья и заигрывания. С ними надо говорить серьезно. Правильная тональность выбрана. Есть немного гротеска, а для детей это иногда и важно, они не всегда способны различать полутона, они мыслят линейно. Но эта линейность не была чрезмерной. Действительно, у театра хороший потенциал, есть куда двигаться и развиваться. Я впервые видел музыкальный театр Среднего Урала во всем его объеме и контексте. Много интересного во всех жанрах – и современная хореография, и балет и оперный, и мюзикл. Убежден, что это совсем не провинциальный театр. Здесь были спектакли абсолютно столичного уровня, говорящие со зрителем о важных, сутийных для человека вещах.»

Все Рубрики